Подразделы

Перевалова Елена Валерьевна

Ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук (этническая история, этнополитика, колонизация, этничность, идентичность, традиции народов Урала, Западной Сибири, Российского Севера, региональный брендинг, историко-культурное наследие)


Год и место рождения

24.07.1964, Алапаевский р-н, Свердловская область 

Образование

В 1987 г. закончила историко-английский факультет Тобольского государственного педагогического института (ТГПИ)

Ученая степень

Доктор исторических наук,специальность 07.00.07 (этнография, этнология и антропология)

Кандидатская диссертация «Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в XVII — начале XX вв.» (науч. рук. А. В. Головнёв, Новосибирск, 1997) 

Докторская диссертация «Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть» (науч. консультант А. В. Головнёв, Новосибирск, 2017)

Профессиональная деятельность

С 1989 по 2000 гг. работала в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике (ТГИАМЗ): младшим научным сотрудником, хранителем этнографической коллекции, зав. сектором этнографии. С 2000 по октябрь 2018 гг. работала в отделе археологии и этнографии ИИиА УрО РАН, с 2009 г. возглавляла сектор этноистории. С 2008 г. ответственный секретарь журнала «Уральский исторический вестник» (ВАК, SCOPUS).

Научными изысканиями в области этнографии народов Севера занимается более тридцати лет. Маршруты проваленных этнографических экспедиций, в которых Е. В. Перевалова принимала участие и как участник, и как руководитель охватили практически всю Западную Сибирь, Урал и арктические регионы России (Ямал, Кольский п-ов, Чукотку, о. Шпицберген). Материалы и разработки по этнической истории народов Урало-Западносибирского региона были использованы при создании музейных экспозиций и этнографических выставок.

Авторские материалы по этнической истории народов Западной Сибири и Урала были использованы при разработке концепций и создании экспозиций Музея природы и человека (Ханты-Мансийск, 2000–2007), Музея геологии, нефти и газа (Ханты-Мансийск, 2012–2013), Историко-этнографического музея г. Югорска (2014–2015), апробированы на площадках Кочующего Северного кинофестиваля (Баренцбург, Шпицберген, 2009), VI–IX Российских фестивалей антропологических фильмов и I–IV Всероссийских форумов «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология» (Екатеринбург, 2009, 2011, 2013, 2015) и в ходе этнологических экспертиз культовых объектов (Ямало-Ненецкий АО,  Ханты-Мансийский АО, 2002–2004, 2007–2011, 2016). 

Автор более 80 научных публикаций, в том числе одной индивидуальной и семи коллективных монографий.

Сфера научных интересов

Этническая история, этнополитика, колонизация, этничность, идентичность, традиции народов Урала, Западной Сибири, Российского Севера, региональный брендинг, историко-культурное наследие

Основные научные публикации

Монографии

  • Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 414 с.
  • Перевалова Е. В., Карачаров К. Г. Река Аган и ее обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. 352 с. 
  • Перевалова Е. В. Очерки этнической истории сынских хантов // Сынские ханты / ред. А. В. Бауло. Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2005. С. 55–74.
  • Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Абрамов И.В. , Куканов Д. А. , Рогова А. С., Усенюк С.Г. Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры. Екатеринбург: Альфа-принт, 2015. 132 с. 

Статьи

  • Перевалова Е. В. «Белый царь» в угорско-самодийской традиции // Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII — начало XX века). Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2008. С. 155–185.
  • Перевалова Е. В. Атых Микола-Торум (Милостивый бог Николай) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 119–130.
  • Перевалова Е. В. «Между кочек живущая женщина» (культ лягушки у обских угров) // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 117–129.
  • Перевалова Е. В. Вежакарский культовый комплекс (трансформация традиций и перспективы сохранения) // Этнокультурное наследие народов Севера России: к юбилею доктора исторических наук, профессора З.П. Соколовой. М.: ООО «Август Борг». 2010. С. 141–151.
  • Перевалова Е. В. Родовые «канцелярии» самоедских старшин (из практики управления туземным населением Северо-Западной Сибири в XIX в.) // Уральский исторический вестник. 2011. № 3 (32). С. 84–88.
  • Перевалова Е. В. Ивдельские манси: практика выживания // Этнографическое обозрение. № 2. 2012. С. 70–77.
  • Перевалова Е. В. Шерть, «медвежья присяга» и пляска с саблями // Уральский исторический вестник. 2013. № 4 (41). С. 120–131. 
  • Перевалова Е. В. Ивдельские манси: практика выживания //Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 70–77.
  • Перевалова Е. В. Проблемы угроведения и современные тенденции развития традиционных культур // Уральский исторический вестник.2012. № 4 (37). С. 120–126. 
  • Перевалова Е. В. Интервью с оленеводами Ямала о падеже оленей и перспективах ненецкого оленеводства // Уральский исторический вестник. 2015. № 2 (47). С. 39–49.
  • Перевалова Е. В. Остяко-вогульские мятежи 1930-х гг.: были и мифы // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 9. Вып. 1. С. 131–146. 
  • Перевалова Е. В. Туземная элита Березовского края в рисунках и фотографиях // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 2 (33). С. 162–172.
  • Перевалова Е. В., Перевалова А. А., Стефано Соммье: Путешествия итальянского натуралиста по Сибири и Уралу // Этнографическое обозрение. 2017. № 2. С. 154–165.
  • Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Этнопроект, или персонализация этничности (по материалам Уральской ЭтноЭкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 142–148.
  • Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Вожди угров и ненцев (по данным фольклора) // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49. С. 115–122.
  • Перевалова Е. В., Куканов Д. А. Мобильное жилище чукчей-оленеводов: традиции и новации // Уральский исторический вестник. 2018. № 3. С. 40–49.