Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

Отдел этнографии Австралии, Океании и Индонезии

Контактная информация: 

199034, Cанкт-Петербург, Университетская наб., 3

E-mail: australia@kunstkamera.ru

Отдел Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН – колыбель отечественной науки в области изучения австронезийского и австралийского ареалов. Именно здесь на основе материалов и коллекций, привезенных из первых кругосветных путешествий российских и зарубежных мореплавателей, а также собранных выдающимся русским ученым и путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем (1846-1888) и другими исследователями, возникло сначала российское индонезиеведение. 

Заведующая отделом

Станюкович Мария Владимировна, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук (полевая антропология/этнография, фольклористика, этнолингвистика Филиппин и в целом Юго-Восточной Азии, архаический ритуальный эпос, коренные народы Филиппин и Камбоджи, этноботаника, мифология, шаманство Юго-Восточной Азии, народная медицина, представления о болезнях, народный католицизм, символика материальной культуры коренных народов Филиппин и Камбоджи. Открыла и описала архаическую систему ритуальных эпических жанров бесписьменных горных народов ифугао и яттука, Филиппины).

Сотрудники отдела

Белков Павел Людвигович, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (этнография Австралии и Океании, вопросы теории первобытной культуры (социальная организация, системы родства, мифология), теория этноса, потестарная этнография (политическая антропология), теория фольклора, история и философия этнографии, этнографическое источниковедение и музееведение (история коллекций)).

Белякова Екатерина Михайловна, младший научный сотрудник (этнография народов Новой Гвинеи, трансформация традиционной культуры и механизмы адаптации изучаемых сообществ в контексте глобализации; визуальная антропология; медицинская антропология; телесные модификации)

Лебедева Арина Александровна, научный сотрудник, кандидат исторических наук (этнография Микронезии, мореплавание народов Океании, вопросы освоения Тихого океана, адаптационные стратегии традиционных культур к жизни в океане)

Ревуненкова Елена Владимировна, главный научный сотрудник, доктор исторических наук (традиционная культура, архаичные верования, шаманизм, фольклор, письменное наследие некоторых народов малайско-индонезийского региона, история российской и зарубежной этнографии)

История отдела

Отдел Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН – колыбель отечественных исследований Южных морей и островной Юго-Восточной Азии. Именно здесь на основе материалов и коллекций, привезенных первыми кругосветными мореплавателями, собранных выдающимся русским ученым и путешественником Н. Н. Миклухо-Маклаем (1846-1888) и другими исследователями, началось изучение культуры австронезийских народов.

Начиная с конца XIX века научные группы, входящие ныне в состав отдела, были частью различных структурных подразделений музея (отдел Малайского архипелага и Африки, отдел Океании и Малайского архипелага, отдел культурных стран Азии, Индии и Малайского архипелага, Ленинградская часть сектора Америки, отдел Зарубежной Азии, отдел Дальнего Востока). В современном виде и с нынешним названием отдел Австралии, Океании и Индонезии существует с 1972 года, первоначально под руководством океаниста Н. А. Бутинова. После кратковременного пребывания в объединенном отделе Восточной, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1998–2002) отдел был восстановлен под руководством Е.В. Ревуненковой. С 2007 по настоящее время отделом руководит М. В. Станюкович.

Помимо названных, нужно упомянуть имена коллег, в разное время работавших в нашем отделе: Е.Л. Петри, А.Б. Пиотровский, И.Н. Винников, Ю.М. Лихтенберг, Р.Ф. Бартон, Л.Э. Каруновская, В.Г. Трисман, Л.Г. Розина, Ю.В. Маретин, Д.Д. Тумаркин, Л.А. Иванова, Е. Д. Каменская, Т. К. Шафрановская, А. А. Касаткина, А.А. Янковская. 

Основная тематика научных исследований

Область основных научных интересов сотрудников отдела – исследование австронезийско-австралийского ареала: шаманство и другие традиционные верования, социальная организация и системы родства, языки и литература, фольклористика и эпосоведение, вопросы этногенеза, традиционное искусство, включая народный театр, традиционное мореплавание, традиционные системы письменности. 

ТЕМА/ТЕМЫ НИР

«Мир в движении: мобильность людей, идей и вещей»

«Люди и вещи: локальные сообщества, материалы, технологии»

«Музейные коллекции как источник формирования и развития научного знания: собирание, описания, исследования, публикации»

ГРАНТЫ

Е.В. Ревуненкова совместно с Т.И. Шаскольской:

2021 – Грант Российского географического общества на издание книги: Л.А. Иванова.  Этнографическое собрание Н.Н. Миклухо-Маклая. Материалы и исследования по источниковедению и атрибуции СПб.: МАЭ РАН. 2021. 211с.

М.В. Станюкович:

Участие в грантах в качестве руководителя:

2013- 2014 – Российский Фонд Фундаментальных Лингвистических Исследований. Грант А-15-2013 «Сказание пострижения волос – неизвестный жанр ритуального фольклора тували и яттука ифугао, Филиппины (полевое исследование)»

2012- 2013 – Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Корпусная лингвистика». Регистрационный номер 2. Проект «Создание электронного корпуса фольклорных текстов диалекта тували языка ифугао, Филиппины».

1994-1995 – Исследовательский грант Wenner-Gren Anthropological Foundation, США для 8 месяцев полевой работы у горцев Филиппин и одного месяца работы в библиотеках Гавайского Университета

Участие в грантах в качестве исполнителя:

2020-2022 – грант РФФИ No 20-012-00325 «Реалии традиционной материальной культуры в языках и фольклорных текстах народов Юго-Восточной Азии» (руководитель гранта – директор ИЛИ РАН С.Ю. Дмитренко).

2018-2019 – Грант Программы Президиума РАН на 2018 ""Материалы к мультимедийному словарю "Материальная культура народов ЮВА"" (руководитель гранта – директор ИЛИ РАН С.Ю. Дмитренко).

2017 – Программа фундаментальных исследований Президиума РАН 2018 г. «Памятники материальной и духовной культуры в современной информационной среде» по материалам экспедиций, поддержана грантом РФФИ, основной конкурс 2017 г. (проект № 17-04-18029 «Бахнарические языки Камбоджи: лексика, грамматика, тексты») (руководитель гранта – директор ИЛИ РАН С.Ю. Дмитренко).

2015 – грант РНФ 14-18-03406 «Бахнарические языки Камбоджи: лексика, грамматика, тексты») (руководитель гранта – директор ИЛИ РАН С.Ю. Дмитренко)

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Важнейшие монографии:

Коллективные монографии: 

Старое и новое в изучении этнографического наследия Н.Н. Миклухо-Маклая. Очерки по историографии и источ-никоведению / Отв. ред. И сост. П.Л. Белков. — СПб., МАЭ РАН, 2014. — 251 с.


Сборники отдела:

Статьи:

  • Белков П.Л. «Низка корольков», или Красное и белое в куковских коллекциях МАЭ РАН // Кунсткамера. 2023. 3(21): 118–126 doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-118-126

  • Лебедева А. А. Выставка к 175-летию со дня рождения Н. Н. Миклухо-Маклая. Кунсткамера. 2023. 1(19): 165–173. doi 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-165-173
  • Лебедева А.А. Терминология родства папуасов Берега Маклая (в контексте гипотезы М.В. Крюкова) // Россия и АРТ. 2023, № 1 (119). С. 133-144.
  • Станюкович М. В. Этнография, этноботаника, этнолингвистика тропической Азии: обзор Маклаевских чтений 2021–2022 гг. и секции на Радловских чтениях 2023 г. // Шаги/Steps. Т. 9. № 3. 2023. С. 316–335. (Scopus) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-3-315-335.
  • Станюкович М. В. Кинофагия. Собачатина как обрядовая, повседневная, нечистая, лечебная, мужская пища австронезийских и австроазиатских народов и как предмет колониального дискурса. Этнография. 2022. 1 (15): 79–104. doi 10.31250/2618-8600-2022-1(15)-79-104   
  • Лебедева А.А. Есть или не есть? Завезенные продукты в микронезийской модели питания.//Кунсткамера № 3 (13). СПб., 2021. С. 115-124
  • М.В. Станюкович Фольклор (эпос) и история формирования письменной литературы Филиппин Вестник Московского Университета, Серия 13: Востоковедение, № 4, 2021. С. 20-36.

  • Станюкович М. В., Янковская А. А. Маклаевские чтения — 2020, посвященные памяти А. К. Оглоблина, в контексте современных исследований Азиатско-Тихоокеанского региона // Шаги/Steps. Т. 7. № 4. 2021. С. 332–347. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2021-7-4-332-347.

  • Ревуненкова Е.В. Н.Н. Миклухо-Маклай и изучение папуасов Новой Гвинеи // Этнография. 2021. №3 (13). С. 6-23.
  • Ревуненкова Е.В., Шаскольская Т.И. О книге и ее авторе // Л.А. Иванова. Этнографическое собрание. Н.Н. Миклухо-Маклая. Материалы и исследования по источниковедению и атрибуции. СПб.: МАЭ РАН 2021. С. 9-21

  • Станюкович М.В. Опасности и риски поля для антрополога: Филиппины и немного Камбоджи // Форум Опасности поля: перспектива исследователя // Антропологический Форум № 48, 2021. С. 45-59. DOI 10.31250/1815-8870-2021-17-48-11-88.

  • Станюкович М. В. Собака в культуре филиппинцев и других австронезийцев: этнография, лингвистика, мифология, ритуал. Этнография. 2021. 3 (13): 27–52. doi 10.31250/2618-8600-2021-3(13)-27-52.
  • Станюкович М.В. Пляски плодородия. Церковь Пресвятой Девы рыболовной сети, Танцующего св. Пасхалия и св. Клары Ассизской на Филиппинах и ее языческое наследие. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 5. С. 112-139.
  • Станюкович М.В. Глубокое, насыщенное, повторное... как и сколько раз брать интервью у сказителей и других ритуальных специалистов? // Антропологический поворот в фольклористике: материалы XX Международной школы по фольклористике и культурной антропологии / сост.: Н.С. Петрова, О.Б. Христофорова, М.С. Суханова. М.: РГГУ, 2020. C. 83-84.
  • Лебедева А.А. Бегущая по волнам времени: модель каноэ из XIX в. // Вестник антропологии № 4 (52). М., 2020. С.
  • Лебедева А.А. Разные судьбы; турмерик и панданус в культурах Микронезии // Кунсткамера № 2 (8). СПб., 2020. С. 110-117.
  • Ревуненкова Е.В. Борис Николаевич Путилов и страны Южных морей. 3 с. // Живая старина, 2019. №3 С.49-50.
  • Станюкович М. В. Семья и судьба Татьяны Владимировны Станюкович. С. 11-31 / Вещи. Экспедиции. Музеи. К 100-летию со дня рождения Т. В. Станюкович / Отв. ред. Н. П. Копанева, Л. С. Лаврентьева, М. В. Станюкович. — СПб.: МАЭ РАН, 2019. — С. 11-31.
  • Stanyukovich M. V. The ‘Swine turn’: A review of Jon Henrik Zieler Remme. Pigs and Persons in the Philippines. Human-Animal Entanglements in Ifugao Rituals. Lanham: Lexington Books, 2014. 161 p. Forum for anthropology and culture, 2018 , No 14. Pp. 252-269.
  • Klimenko S. B., Stanyukovich M. V.  Yattuka and Tuwali Ifugao huhdud: Yattuka, Kelei-i, and Tuwali Ifugao Interference Acta Linguistica Petropolitana,Труды института лингвистических исследований. Т.14, № 2, 2018. Pp. 585-636. DOI 10.30842/alp2306573714223

  • Станюкович М.В., Дмитренко С.Ю. Рисовая брага/кувшинное вино. Сопоставительный анализ лексики филиппинских и бахнарических языков / Языки стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: материалы конференции (Санкт-Петербург, 30 октября – 1 ноября 2018 года) [сборник статей] / Отв. ред. Е.Н. Колпачкова. СПбГУ, Восточный ф-т, МГУ, ИЛИ РАН – СПб.: Издательство ЦСО, 2018. С. 274-284.
  • Станюкович М.В., Касаткина А.К. Предисловие / Станюкович М.В. (отв. ред.), Касаткина А.К. Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании. Сборник МАЭ. Т. LХV. СПб., 2018. C. 3-8.
  • Станюкович М.В. Кокосовая чарка, бамбуковый стакан. Этнография и этноботаника хмельной культуры Юго-Восточной Азии / Станюкович М.В. (отв. ред), Касаткина А.К. Музейные коллекции и современная культура народов Индонезии, Малайзии, Филиппин, Океании. Сборник МАЭ. Т. LХV. СПб., 2018. С. 29-49.
  • Станюкович М.В. «Свиной поворот». Рец. на кн.: Jon Henrik Ziegler Remme. Pigs and Persons in the Philippines. Human-Animal Entanglements in Ifugao Rituals. Lanham: Lexington Books, 2014. 161 p. // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 229–251.
  • Станюкович М.В., Федоров Р.В. Неотложная полевая этнография Юго-Восточной Азии. Север Камбоджи и юг Филиппин / Кунсткамера, № 1. 2018. С. 109-121. DOI: 10.31250/2618-8619-2018-1-109-121    1 а.л., с грантами DOI 10.31250/2618-8619-2018-1-109-121
  • Станюкович, М. В. (2018). Белая дама и ее либрета. Фольклор и антропология города, I(1), 302–320.
  • Станюкович М.В. Полевая работа далеко и близко: вопросы верификации / Наука как процесс: верификация знания и/или языки описания. Сборник тезисов и материалов XVIII Международной школы-конференции / сост.: Ю.Н. Наумова, Н.С. Петрова, Н.Н. Рычкова. М., 2018. С. 141-145.
  • Ревуненкова Е.В. Реальные и ритуальные формы освоения природы у батаков Индонезии // Биосфера. 2016. Т. 8. №3. С. 362-370.
  • Ревуненкова Е.В. Николай Александрович Бутинов: портрет на фоне века (к 100-летию со дня рождения) // Этнографическое обозрение. 2016. №3. С. 96-111. (Scopus) http: //anthropologie. kunstkamera. ru /07/12online

  • Ревуненкова Е.В. Жизнь и судьба Нины Ивановны Гаген-Торн – этнографа и поэта // Антропологический форум. 2012. №16. С.370-411. (Scopus) http//anthropologie.kunstkamera. ru/07/16online

  • Ревуненкова Е.В. Из истории отечественной этнографии: Нина Ивановна Гаген-Торн // Этнографическое обозрение 2012 № 6. С. 99-122. ( Scopus)

  • Ревуненкова Е.В. Сергею Александровичу Арутюнову 80 лет //Антропологический форум.  2012. C. 376-382. (Scopus) http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/17online

  • Ревуненкова Е.В. Людмила Алексеевна Иванова //Антропологический форум. 2011. №14. C. 489-505. (Scopus) http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/14online

Главы в книгах:

  • Stanyukovich M. V. Dog in Philippine life, ritual and creation myths: in a spirit of hunting / Ivana Fiore and Francesca Lugli (eds). Dogs, Past and Present: An Interdisciplinary Perspective. Archaeopress Archaeology 2023. Pp. 418-433. ISBN 9781803273549, DOI 10.32028/9781803273549 (Scopus).

  • Klimenko S. B., Stanyukovich M. V., Sychenko G.B. Poetic language and music of the hudhud ni nosi, a Yattuka funeral chant, the Philippines // Versification: Metrics in Practice (ed. Frog, Satu Gruntal, Kati Kallio & Jarkko Niemi) 2021, Studia Fennica Litteraria 12. Helsinki: Finnish Literature Society. Pp. 149-170. https://oa.finlit.fi/site/books/e/10.21435/sflit.12/

  • Лебедева А.А. Воспоминания о Папуа// Берег Маклая в дневниках и записках этнографов.  Отв. ред. А.В.Туторский. - СПб.: Алетейя, 2021. - 358 с. С. 314-340. (1,25 а.л.) В серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 199. Сер. I: Исторические источники, 12).

  • Stanyukovich M.V. El código somático en la cultura tradicional de Filipinas: herencia y transformaciones/ Cuerpos y agencia en la arena social. Josep Martí & Laura Porzio (eds.). Madrid, CSIC 2016. Pp. 61-80.

  • Stanyukovich Maria V. Papers relevant to the issue of Ifugao Rice Terraces // Fernando N. Zialcita, Ed. Preserving the Ifugao Rice Terraces: A Literature Review For The Humanities and Social Sciences Committee, UNESCO, National Comission of the Philippines, 2015. Pp. 125-147

  • Stanyukovich Maria V. Betel, 'Lonely Heroes' and Magic Birth in the Philippines and Beyond: Comparative Mythology, Field Work and Folklore Corpora // Klaus Antoni, David Weiss, eds. Sources of Mythology: Ancient and Contemporary Myths. Proceedings of the Seventh Annual International Conference on Comparative Mythology (15-17 May 2013, Tuebingen). LIT, ISBN 978-3-643-90475-1, Zurich-Berlin, pp. 179-206.

  • Stanyukovich M. V. Ifugao ethnographic art and its symbolism in hudhud oral epics (with references to collections of St. Petersburg, Russia and Goteburg, Sweden) // Izabela Kopania, ed. Southeast Asia: Studies in Art, Cultural Heritage and Artistic Relations with Europe'. Polish Institute of Art Studies & Tako Publishing House, Warsaw-Torun 2012. Pp. 77-84.

  • Stanyukovich Maria V. Epic as a Means to Control Memory and Emotions of Gods and Humans: Ritual Implications of Hudhud Among the Yattuka and Tuwali Ifugao. In: Nicole Revel, ed. Songs of Memory in Islands of Southeast Asia. Cambridge Scholars Publishing, 2013, Newcastle-upon-Tyne, pp. 167-197.

  • Станюкович М.В. Этнографическая наука на Филиппинах. - Этнографическая наука в странах Азии. Южная и Юго-Восточная Азия. М., 1993. C. 210-229

  • Станюкович М.В. Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины) .// И.С. Кон (отв. ред). Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983, с. 205-231.

Среди коллективных трудов, подготовленных сотрудниками отдела – собрания сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая, тома по Австралии и Океании и Юго-Восточной Азии в серии «Народы мира», сборники статей:

Монографические исследования сотрудников отдела:

  • Федорова И.К. Мифы, предания и легенды острова Пасхи. М.: Наука, 1978. 382 с. (венгерское издание: Fjodorova, I. K. Húsvétszigeti mítoszok, mondák és legendák. Budapest, Gondolat. 1987. 413 p.).
  • Федорова И.К. Мифы и легенды острова Пасхи. Л.: Наука. 1988. 246 с.
  • Федорова И.К. Остров Пасхи. Очерки культуры XVIII-ХIХ вв. СПб.: Наука, 1993. 288 с.
  • Федорова И.К. Дощечки кохау ронго-ронго из Кунсткамеры. СПб.: МАЭ РАН, 1995. 159 с.
  • Федорова И.К. «Говорящие дощечки» с острова Пасхи. Дешифровка. Чтение. Перевод. СПб.: МАЭ РАН, 2001. 379 с.
  • Шафрановская Т.К. Музей антропологии и этнографии Академии наук СССР: Путеводитель без экскурсовода. Л.: Наука, 1979. 123 с.
  • Шафрановская Т.К. Петербургская Кунсткамера: Путеводитель по музею. СПб., Наука, 1994. 160 с.
  • Шафрановская Т.К. Вокруг света с Иваном Крузенштерном (дневник лейтенанта «Надежды» (1803-1806) Е.Е. Левенштерна). СПб.: ЦКП ВМФ, 2003. 599 с.
  • Barton Roy Franklin. Philippine pagans - Autobiographies of three Ifugaos. L.: Routledge. 1938. 271 p.
  • Barton Roy Franklin.The Religion of the Ifugaos.American Anthropological Association, Memoir 65, 1946. American Anthropologist, Vol. 48, No. 4, Part 2. P. 1-219.
  • Barton Roy Franklin. The Mythology of the Ifugaos. Memoirs of the American // Folklore Society. Vol. 46, 1955. P. 1-244.

Подготовка к печати рукописей покойных коллег:

Иванова Л.А. Этнографическое собрание. Н.Н. Миклухо-Маклая. Материалы и исследования по источниковедению и атрибуции. СПб.: МАЭ РАН, 2021. С. 9-21 (Отв. ред. Е.В. Ревуненкова, Т.И. Шаскольская).

КОНФЕРЕНЦИИ

Сотрудники отдела регулярно принимают участие в российских, региональных и международных конференциях, конгрессах, симпозиумах и семинарах.р
С 1978 года отдел ежегодно организует «Маклаевские чтения». Материалы которых с 2011 по 2015 публиковались в «Маклаевских сборниках» (их вышло 5), а ныне — в разных журналах.

ЭКСПЕДИЦИИ

Полевые исследования в Азиатско-Тихокеанском регионе – важнейшая составляющая работы отдела.

Е.В. Ревуненкова работала в Малайзии (1989) и Индонезии (1999, батаки Явы и Суматры).

М.В. Станюкович с 1994 по 2020 провела 11 экспедиций Филиппины, включая первую, длительностью 8 месяцев, в горы провинции Ифугао, о. Лусон (декабрь 1994-август 1995 г.); в 2010 она проделала три кратких полевых выезда в прибрежные деревни рыбаков и ныряльщиц на острова Кусю, Хонсю и Окинавы, Япония; с 2015 М.В. Станюкович работает с коллегами-лингвистами над исследованием традиционной культуры, верований, шаманских практик и языков коренных бахнарических народов провинции Ратанакири, Камбоджа (4 полевых выезда: 2015, 2017, 2022 и 2023).

Е.М. Белякова совершила 10 полевых выездов к дани и короваям, народам Новой Гвинеи (Провинция Папуа,  Индонезия) с 2011 по 2016 гг.

А.К. Касаткина провела две экспедиции в Индонезию (провинция Сабах, 2012) и на Филиппины, 2014.

А.А. Лебедева в 2012 и 2013 гг. работала в Микронезии (Каролинские острова), а в 2017 – на Берегу Маклая в Новой Гвинее.

В ходе этих экспедиций собраны бесценные этнографические данные, коллекции для музея, видео- и аудиоматериалы – записи обрядов, эпических сказаний, других видов фольклора, нарративов, интервью.

КОЛЛЕКЦИИ

Коллекции отдела принадлежат к наиболее ценным собраниям МАЭ. Отдел имеет четыре коллекционных собрания: по Индонезийско-малайскому региону, Филиппинам, Австралии и Океании.

Первые поступления из региона Австралии и Океании относятся к последней четверти XVIII века (уникальная по составу и культурно-историческому значению коллекция экспедиции Дж. Кука); с Филиппин и из Индонезии – к началу XIX века.

Индонезийская коллекция начала формироваться с 1838 года. С середины 60-х годов ХIХ века и вплоть до самого последнего времени коллекции и отдельные предметы из Индонезии поступали постоянно с разной степенью интенсивности. Конец ХIХ - начало ХХ века было временем непрерывных, но в значительной мере стихийных поступлений от разных собирателей, среди которых были чиновники голландской администрации, офицеры голландского флота, ученые, дипломаты, а также российские ученые, врачи, дипломаты. В начале ХХ века были приобретены богатые коллекции по культуре батаков (Северная Суматра). Особенно значительные коллекции, содержащие предметы культуры и быта батаков, даяков, яванцев, балийцев, бугисов, поступили от собирателей Г. Мейсснера, К. Машмейера, А. Грубауэра.

Огромный вклад внесли выдающиеся российские собиратели А. С. Эстрин и А. Я. Смотрицкая, которые целенаправленно собирали вещи специально для МАЭ на Молуккских островах, Бали, Суматре, в Западном Ириане. Из наиболее ценных приобретений последних лет следует отметить коллекцию предметов папуасов Западного Ириана, подаренную П. В. Коминым (1968), коллекцию жреческих книг, приобретенных специально для МАЭ голландским ученым-теологом М. К. Йонгелинг (1973), коллекцию предметов культуры и быта, привезенную из Малайзии профессором Восточного факультета СПбГУ А. К. Оглоблиным, и коллекцию предметов культуры из различных районов Индонезии, подаренную госпожой Э. Витулар, женой посла Индонезии в России (1997). В настоящее время коллекционное собрание по Индонезии и Малайзии составляет около 5,5 тыс. предметов.

Филиппины. Исключительно филиппинские вещи содержат коллекции следующих собирателей: О.Р. Штакельберг, Г.Мейер, У.Тернбалл, В.В. Святловский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Г. Вольф, Р.Ф. Бартон, М.В. Станюкович. Кроме того, филиппинские предметы составляют часть ранних коллекций, поступивших от Н.Н. Миклухо-Маклая, а также из Музея народоведения Берлина, Центрального военно-морского музея, Академии художеств и сформированных из старых коллекций МАЭ, где они вкраплены в индонезийские собрания.

Самое раннее поступление, о котором известно, относится к 1821 году. Коллекция традиционной одежды народов архипелага была получена от первого представителя России на Филиппинских островах Питера Добеля. Полвека спустя филиппинские фонды Этнографического музея (позже МАЭ) пополнились коллекцией, собранной Н.Н. Миклухо-Маклаем в 1873 году у негритосов Филиппин. В 1879 году генерал-губернатор Филиппинских островов подарил российскому контр-адмиралу барону О. Р. Штакельбергу «почетную пику непокоренного племени».

В начале ХХ века музей приобрел коллекцию оружия аэта – филиппинских негритосов и ценную коллекцию Тернбалла по ифугао (1915). В 1938 Рой Франклин Бартон, американский этнограф, десять лет проработавший в МАЭ, привез из своей экспедиции на Филиппины большую коллекцию по ифугао. Последние по времени коллекции были собраны М. В. Станюкович во время ее экспедиций 1994-2020 годов, благодаря которым фонды пополнили более тысячи предметов.

В МАЭ существует также обширный иллюстративный фонд по народам Филиппин (около полутора тысяч фотографий). Наибольшую ценность представляют собой коллекционные предметы и фотографии, отражающие культуру аэта – охотников-собирателей Лусона и особенно ифугао, в недавнем прошлом охотников за головами, строителей самой высокогорной в мире системы рисовых террас

Австралия и Океания. В настоящее время в МАЭ хранятся 157 коллекций по этнографии народов Австралии и Океании, насчитывающие около 6,5 тыс. единиц хранения. Основные фонды океанийских коллекций МАЭ сложились в XIX – начале XX века. Однако первые поступления в Кунсткамеру из региона Австралии и Океании относятся к последней четверти XVIII века. Это так называемые Куковские коллекции Кунсткамеры.

Благодаря помощи российских властей участникам экспедиции Кука собрания Кунсткамеры пополнили коллекции, представляющие особую этнографическую ценность, поскольку они являются частью доконтактной эпохи развития полинезийской культуры. В 1777 году участник второй экспедиции капитана Дж. Кука натуралист Г. Форстер прислал три таитянские тапы, а 1780 году отставной Командир Камчатки премьер-майор М. Бем привез в Санкт-Петербург несколько десятков предметов с островов Тихого океана, собранных во время третьего путешествия Дж. Кука. В коллекции Кука представлены не имеющие аналогов в музеях мира накидки и шлемы, изготовленные из птичьих перьев. В 2002 году эта коллекция была представлена на выставке «Последнее путешествие капитана Кука».

К числу уникальных экспонатов музея относятся мантия и шлем Камеамеа I – первого короля Гавайских островов (доставлены в Музей в 1810). В Музее хранятся три мумифицированные головы вождей из Новой Зеландии со сложной татуировкой на лице. Они считались у маори священными реликвиями.

В 1806 году персональный дар сделал русский мореплаватель Ю.Ф. Лисянский. В 1826-1828 годах из Адмиралтейского музея в Кунсткамеру была передана сборная коллекция океанийских предметов, собранная участниками русских кругосветных мореплаваний первой четверти XIX века. В 1830 году в Кунсткамеру поступила большая коллекция по Микронезии из сборов экспедиции капитана Ф.П. Литке.

Основу коллекций МАЭ по традиционной культуре народов Новой Гвинеи и Меланезии составляют предметы, собранные выдающимся русским путешественником и ученым Н. Н. Миклухо-Маклаем. Чрезвычайно ценными экспонатами в коллекциях, собранных Миклухо-Маклаем, являются деревянные фигурки. Богато представлена утварь меланизийцев. Имеется интересная коллекция меланезийских масок, которые употреблялись во время обрядов членами тайных мужских союзов. Любопытна коллекция раковинных денег с островов Микронезии, каменные деньги с острова Яп.

В конце XIX – начале XX века большой вклад в формирование океанийских фондов МАЭ внесли немецкие исследователи и путешественники О. Финш, Г. Майер, К. Машмейер. Среди отечественных путешественников того времени, чьи коллекции по народам Океании хранятся в МАЭ, следует упомянуть имена А.Л. Ященко и В.В. Святловского.

Сбор коллекций продолжался на протяжении всего XX века. Следует особо отметить коллекцию, собранную этнографическим отрядом Института этнографии и антропологии АН СССР (в состав которого входил в то время МАЭ) во время экспедиции на судне «Дмитрий Менделеев» (1971-1972).

В настоящее время коллекции Кунсткамеры постоянно пополняются сотрудниками отдела во время полевых выездов на Филиппины, в Индонезию и Микронезию.

Сотрудники отдела и специалисты из других российских и зарубежных научных центров опубликовали множество научных работ об истории и составе коллекций отдела, а также теоретических проблемах собирательства и атрибуции. Вот некоторые из этих публикаций:

ВЫСТАВКИ

Из регионов, которыми занимается наш отдел, самым востребованным для выставок в последние годы была Океания. Н.с. А.А. Лебедева принимала участие в следующих выставках:

Выставка «Тату», 10.07.20 – 27.09 20. ГМИИ им. Пушкина, Москва. Составление паспортов предметов в БД КАМИС, страховая оценка, сопровождение.

Выставка к 175-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая. Июль-ноябрь 2021.

Выставка «Кунсткамера», постоянная экспозиция. Подготовка весна-лето 2023. Подбор предметов, составление паспортов в БД КАМИС.