Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

Научно-производственный Ученый совет

1. Головнев А.В., д.и.н., чл.-корр РАН (председатель)

2. Чистов Ю.К., д.и.н. (заместитель председателя)

3. Байбурин А.К., д.и.н.

4. Березницкий С.В., д.и.н.

5. Березкин Ю.Е., д.и.н.

6. Давыдов В.Н., к.с.н, PhD

7. Ермолин Д.С., к.и.н. (ученый секретарь)

8. Желтов А.Ю., д.ф.н.

9. Касаткина А.К.

10. Козинцев А.Г., д.и.н.

11. Копанева Н.П., к.ф.н.

12. Михайлова Е.А., к.и.н.

13. Новик А.А., к.и.н.

14. Резван Е.А., д.и.н.

15. Резван М.Е., к.и.н.

16. Синицын А.Ю., к.и.н.

17. Стасевич И.В., к.и.н.

18. Хартанович В.И., к.и.н.

19. Хлопачев Г.А., к.и.н.

     

Министру науки и высшего образования Валерию Николаевичу Фалькову,
Президенту РАН, академику  Александру Михайловичу Сергееву
Академику-секретарю Отделения историко-филологических наук РАН, академику Валерию Александровичу Тишкову

 

Обращение Ученого совета Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по поводу письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «О корректировке Государственного задания с учетом методики расчета комплексного балла публикационной результативности» от 14.01.2020 № МН-8/6-СК

 

В последние годы научные сотрудники МАЭ РАН, как и все российские ученые,  сталкиваются с растущим давлением системы администрирования науки, подменяющей оценку работы ученых и научного коллектива формальными наукометрическими показателями и ставящей под угрозу сущность научной деятельности, которую мы осознанно сделали нашим профессиональным и человеческим выбором и за которую несем ответственность. Мы считаем, что подмена науки наукометрией ведет к ее деградации до стадии имитации научной деятельности.

Предложенная методика расчета комплексного балла публикационной результативности является далеко не первым, но весьма показательным усилием на пути от содержательной экспертной оценки научной деятельности к формальным наукометрическим показателям, вероятно, удобным для чиновников, но гибельным для самой науки по следующим обстоятельствам.

  1. Стремление продвинуть российскую науку на уровень лучших мировых образцов не может вызывать возражения, но главным препятствием к этому является растущее формальное администрирование науки и научного творчества. В наиболее успешных в научном плане странах министерство науки (т.е. административный контроль за наукой) в принципе отсутствует, его заменяет экспертное мнение и научная репутация. Никогда и нигде формальные показатели не могут подменить реальное научное достижение, академическую репутацию и экспертную оценку.
  2. Предложенная методика принципиально маргинализирует отечественную гуманитарную науку, обрекая ее на прозябание на задворках зарубежных наукометрических баз данных; этот окраинный статус гуманитарных наук способствует трансляции на все общество имитативной или негативной идентичности.
  3. Гуманитарные знания и ценности не могут адекватно оцениваться по количественным критериям, к тому же общим с естественными науками. Идея о том, что количество публикаций (или количество публикаций определенного типа) должно ежегодно расти, исходно абсурдна, поскольку неизбежно вызывает эффект снижения качества научной продукции.
  4. Предложенные цифры вызывают целый ряд вопросов. Почему предложенная методика не учитывает ранжирование гуманитарных журналов, индексируемых в Scopus, по квартилям? Почему не учитываются показатели активно продвигавшегося в последние годы РИНЦ? Почему монография оценивается в один балл, подобно регулярной статье, тогда как именно монография для гуманитариев представляет собой итог многолетней работы, особый жанр масштабных компаративных, аналитических, концептуальных суждений и обобщений? Иначе говоря, низводя монографию до уровня обычной статьи, авторы предлагаемой методики демонстрируют свою непричастность к гуманитарным знаниям и ценностям.

Ученый совет МАЭ РАН считает необходимым обращение к принятым в мировом научном сообществе практикам оценки научной деятельности посредством профессиональной академической экспертизы. Объективная оценка успешности научного учреждения – это экспертиза его деятельности профессиональной сетью/комиссией коллег-ученых, а не расчет удобных для чиновников формул и индексов.

Ученый совет МАЭ РАН, гор. Санкт-Петербург, 10.02.2020 г.