М.н.с. отдела этнографии Африки Александра Палладес совместно с РГО провела экспедицию в Марокко, цель которой — зафиксировать, как живёт и меняется ремесленная и повседневная культура страны.
М.н.с. отдела этнографии Африки Александра Палладес совместно с РГО провела экспедицию в Марокко, цель которой — зафиксировать, как живёт и меняется ремесленная и повседневная культура страны. В рамках работы команда собирала первичные данные о быте берберов (группы коренных народов Северной Африки): какие практики и навыки сохраняются, а какие — трансформируются. Отдельный блок исследований был посвящён Сахаре: в районе Мерзуги проводились полевые наблюдения в условиях пустыни, документировались элементы повседневности и музыкальная традиция Gnaoua в исполнении местных музыкантов. Это позволило дополнить этнографическую картину материалами «изнутри» и проследить мобильность идей.
Параллельно выполнялся историко-типологический анализ мозаик зеллиж: описывались орнаментальные схемы и композиции, сопоставлялись с античными образцами, прослеживалась преемственность мотивов и принципы построения. Чтобы понять, как знание сохраняется и передаётся внутри ремесла, была проведена серия интервью с мастерами по специально разработанному блоку вопросов, направленному на выявление механизмов трансляции навыков. Производство мозаики фиксировалось фото- и видеосъёмкой для последующего научного анализа и музейного использования. Это особенно важно, поскольку традиционное ручное изготовление зеллиджа относится к исчезающим практикам вследствие запуска на заводах автоматических линий. В более широком культурном контексте анализировались точки пересечения берберской, арабской и испанской традиций в архитектуре и монументально-декоративном искусстве и то, как эти взаимодействия отражаются в форме, технике и функции изделий.
Одновременно велись сбор и описание предметов материальной культуры, репрезентирующих процессы идейной мобильности и культурного обмена. Кроме того, удалось приобрести традиционные инструменты, применяемые при изготовлении зеллиджа, — для пополнения музейных фондов и демонстрации преемственности технологии не только через готовые объекты, но и через сам инструментальный ряд.
Итогом экспедиции стал целостный корпус данных: полевые наблюдения в Сахаре и городских ремесленных центрах, типологические описания орнаментальных схем зеллиджа, материалы об этнокультурных взаимодействиях, интервью, фото- и видеодокументация технологического процесса, а также коллекция предметов и инструментов. Проведённая работа в поле станет основой для дальнейшей аналитической работы и формирования экспозиционного пространства.