НИР
В соответствии с Уставом МАЭ РАН научная деятельность ведется по следующим направлениям фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований:
- этногенетические процессы и этнические культуры, комплексные исследования формирования и развития древних и современных этносов и культур, материальная и духовная культура, этносоциальная организация, современные этнические и этносоциальные процессы, историко-культурное взаимодействие народов мира;
- антропология человека, изучение эволюции человека, комплексное изучение проблем этногенеза и формирования древних и современных антропологических типов и сообществ, методика антропологических исследований древнего и современного населения мира;
- исследование процессов изменений древней материальной культуры, древних технологий и техник, изучение особенностей древнего культурного и социального поведения;
- языки в этнической культуре народов мира, проблемы теории и исторического развития языков мира, этнолингвистические исследования;
- изучение и сохранение историко-культурного наследия, истории отечественной науки, истории старейшего российского музея – Кунсткамеры, творчества М.В. Ломоносова.
В настоящее время в рамках Государственного задания МАЭ РАН выполняет научно-исследовательские работы по следующим темам:
1. Мир в движении: мобильность людей, идей и вещей (рук. А.В. Головнёв)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: Движение, мобильность, динамика и статика, миграции, коммуникации, стратегии поведения, пространство, человек, идеи, вещи, номадизм, антропология, этнография
Аннотация: Проект посвящен движению в широком спектре проявлений, от концептуального осмысления динамики и статики в человеческой деятельности до сюжетов миграций и кибер-номадизма. Переосмысление данных антропологии и этнографии в диапазоне теорий «мобильного поворота» вызвано необходимостью преодоления статики научного мышления, которому свойственно «останавливать движение» в целях обстоятельной фиксации изучаемого явления. Между тем реальность ни на миг не замирает, и происходящие в ней изменения представляют фиксируемые ситуации как эпизоды в цепи преобразований, связь и смысл которых читается не в статике, а в динамике. В антропологии движения человек выступает субъектом действия, а не объектом наблюдения, вещь открывается в ее коммуникативной ипостаси. Вместо статичных объектов и конструктов на первый план выходят события и сценарии (мотивы, алгоритмы, драйверы) движения людей, идей и вещей различных культур и сообществ, включая миграции в истории и современности, коммуникации и стратегии поведения, дрейф этничности, преобразование новации в традицию и наоборот. Современная наука, благодаря появлению средств «записи движения», от кинематографа до GPS- и Web-технологий, способна преодолеть разрыв между статикой и динамикой, и не только в техниках записи движения, но и в методологии обращения к движению как предмету исследования и ключу к новому осмыслению и толкованию данных антропологии, этнографии и истории.
2. Люди и вещи: локальные сообщества, материалы, технологии (рук. В.Н. Давыдов, А.А. Новик)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: Система жизнеобеспечения, локальные сообщества, производство вещей, техники, технологии, обработка материалов, природные и синтетические материалы, материальность, вещеведение, музейные коллекции
Аннотация: Изучение этнографического артефакта как исторического источника исключительно актуально в современном научном и информационном поле. При описании системы жизнеобеспечения, быта или народного искусства исследователей интересовали, прежде всего, типы применяемых материалов, формы предметов, их функции, в том числе и символическая, специфика декора, а также социальные аспекты домашнего, кустарного, ремесленного, мануфактурного производства. В техногенном мире, с его ускоряющимся темпом развития технологий, разработкой новых материалов и быстро меняющимися возможностями и условиями коммуникации и передачи данных, разработка исследовательской методики и последовательный анализ накопленных знаний и полученных результатов полевой работы по культуре жизнеобеспечения, а также механизма трансляции производственных навыков, социального опыта и преемственности культурного уклада у народов являются важными составляющими в поиске возможностей эффективного ответа российского общества на большие вызовы. Несмотря на значительное количество научных работ, описывающих материальные объекты, используемые человеком для решения повседневных задач, недостаточно внимания уделялось техникам и технологиям их изготовления в локальных сообществах. Артефакты, услуги (акты деятельности), трудовые процессы, механизмы преемственности являются результатом изменения общества в каждом конкретном временном периоде, вместе с тем они сами формируют каждую конкретную эпоху. Исследовательский фокус будет направлен на изучение культуры жизнеобеспечения локальных сообществ с пристальным фокусом на связь вещи (артефакта) и человека.
3. Музейные коллекции как источник формирования и развития научного знания: собирание, описания, исследования, публикации (рук. Н.П. Копанева)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: История Кунсткамеры, этнографические коллекции, археологические коллекции, экспедиции Академии наук, собиратели коллекций, каталоги коллекций, онлайн каталоги коллекций, история экспонирования коллекций
Аннотация: Исследование направлено на изучение истории музейных коллекций и разных научных и подходов к их собиранию; актуальных проблем формирования музейного собрания; научное описание и каталогизацию коллекций; изучение собирателей и их коллекций. Другая часть исследования – это экспозиции Кунсткамеры–МАЭ в исторической перспективе: научные, идеологические, музеологические аспекты построения экспозиций; интерпретации музейного предмета как средства коммуникации культур. Музейное собрание МАЭ РАН по этнографии, антропологии и археологии народов мира складывалось на протяжении более чем 300 лет. История его формирования связана с экспедиционной деятельностью Российской академии наук в XVIII-XXI вв., именами выдающихся российских ученых, путешественников, мореплавателей, дипломатов, подарками музею членов императорской семьи. Развитие научных подходов от «описания народов» к этнографии и культурной антропологии отражалось на принципах собирания и экспонирования коллекций в музее, на их изучении и публикации. На протяжение более чем ста последних лет, когда на базе Музея антропологии и этнографии был создан в конце XIX – начале XX вв. научный институт, а в настоящее время крупнейший академический центр по изучению этнографии, антропологии и археологии народов мира, научные интересы многих сотрудников включают изучение и публикацию коллекций музея, привлечение этих коллекций как важнейшего источника для фундаментальных научных исследований.
4. Центры этно- и культурогенеза и контактные зоны в Евразии и Америке в конце плейстоцена и голоцене (по данным физической антропологии, археологии и этнологии) (рук. Ю.Е. Березкин, В.И. Хартанович, Г.А. Хлопачев)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: Антропология, палеогенетика, археология, этнография, фольклор, томография, популяции, адаптация, микроэволюция, Евразия, Америка, миграции, междисциплинарные исследования.
Аннотация: Интеграционный анализ данных этнографии, лингвистики, фольклора и мифологии, археологии, палеоантропологии и палеогенетики с целью реконструкции процессов формирования и развития древних культурно-исторических общностей и популяций на обширной территории Северной Евразии и Америки и в широких исторических границах – от эпохи верхнего палеолита вплоть до близкой к современности. Реконструкция заселения человеком Америки со стороны Азии с упором на комплексный анализ этнографических, фольклорных, лингвистических, археологических источников. В фокусе исследования впервые будут материалы Эквенского могильника – самого раннего и яркого неоэскимоского памятника Чукотки. Изучение процессов динамики внутривидового разнообразия человечества на базе палеоантропологических, палеогенетических данных как локальных групп, известных по одному могильнику, до населения крупных культурно-исторических общностей разных эпох. Исследование роли неотенических признаков в формировании популяций европейского, азиатского, американского и смешанного происхождения. Анализ генеалогических и ареальных связей индоевропейской, уральской, алтайской, эскоалеутской, семитской, дравидийской и других языковых семей, коннексия с данными палеоантропологии и палеогенетики. Исследование на археологических источниках проблемы периодизации, процессы формирования локальных вариантов археологических культур от эпохи верхнего палеолита центральной части Русской равнины, мезолита – северо-запада России и Восточной Прибалтики, до эпохи средневековья Северо-запада России. Исследование на археологических источниках проблемы периодизации, процессы формирования локальных вариантов археологических культур от эпохи верхнего палеолита центральной части Русской равнины, мезолита – северо-запада России и Восточной Прибалтики, до эпохи средневековья Северо-запада России.
5. Россия — Запад — исламский мир: конфликты и взаимодействие в конкурентных парадигмах пространственного развития (историко-культурные, музейные и архивные источники) (рук. Е.А. Резван)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: Ислам, музейные коллекции, тасаввуф, киберислам, корановедение, этническое самосознание, культурная память.
Аннотация: СНТР определяет, что «в долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе» (№22, с. 17). Исследование посвящено интеграционному изучению историко-этнографических, музейных и архивных источников, представляющих многообразие культурного наследия исламских народов и их этническую историю. Предыдущие исследования авторов позволяют высказать гипотезу о том, что на протяжении многих веков само развитие исламской цивилизации проходило в форме конфликта условно «местных» и «салафитских» форм ислама. Распространение ислама шло во многом благодаря суфийской проповеди, поэтому «местный» ислам носит, как правило, суфийский облик. Энергия суфийской проповеди часто наталкивалась на ответный рост популярности идей «очищения ислама от искажающих его новшеств». Появление и постоянную подпитку салафитских идей можно рассматривать как часть мощных и практически неизученных салафитских волн («салафитская синусоида»), периодически прокатывавшихся по всему мусульманскому миру и вызывавших ответную «суфийскую реакцию». Эта парадигма так или иначе включает в себя также и множество других историко-культурных и этнических процессов, которые развертывались на громадных территориях на протяжении 15 веков. Важнейшей целью исследования является обоснование этой гипотезы на широком историко-культурном и этнографическом материале, анализ путей и форм «приспособляемости» ислама к новой для него этнокультурной, социальной и политической реальности, равно как и попытки использования ислама в качестве «инструмента» решения разнообразных этнокультурных и политических задач.
6. Традиционные ценности этнических культур: прошлое и настоящее (рук. Я.В. Васильков, М.Ф. Альбедиль)
Сроки исполнения: 2024-2026
Ключевые слова: Этнокультурная идентичность, глобализация, самоидентификация, этнокультурные сообщества, трансформации идентичности, этнокультурные символы.
Аннотация: Выявление и всестороннее исследование главных и второстепенных компонентов этнокультурной идентичности на материалах разных этнических традиций, выстраивание общей типологии (с учетом региональных особенностей), изучение разных аспектов понятия этнокультурной идентичности и выработка строгой научной терминологии для описания и анализа этой многоуровневой проблемы. Проблема сохранения этнокультурной идентичности и самобытности (как у отдельных индивидов, так и у целых сообществ разных уровней) приобретает актуальное значение в условиях глобализации, миграций и нивелирующего давления массовой культуры. Изучение разного рода трансформаций этнокультурной идентичности может помочь в решении множества насущных проблем, от бытовых до международных. Проблема понимания и функционирования этнокультурной идентичности остается злободневной для многих стран современного мира, что связано не в последнюю очередь с кризисом идентичности в условиях глобализации, массовыми миграциями, возрастанием роли средств массовой информации и образованием новых социальных и экономических систем. Глубокое и всесторонне изучение этнокультурных традиций на материалах разных традиций может способствовать позитивному решению целого ряда антропосоциальных проблем, представляющих серьезный вызов современному поликультурному обществу.
7. Музейные технологии в этнографии и антропологии (рук. С.Ю. Белоруссова)
Сроки исполнения: 2022-2024
Ключевые слова: Музей, цифровизация, визуализация, 3D-сканирование, цифровое моделирование и реконструирование, этнодизайн, трасология, следоведение.
Аннотация: Проект является широким полем для исследования исторического, антропологического, этнографического предмета в контексте его бытования в культуре и особенностей музейного хранения и изучения. Проект направлен на комплексное изучение и презентацию музейных коллекций на современном технологическом уровне. Появление новых возможностей для анализа и представления в реальном и киберпространстве требует особых подходов к работе с материальным наследием. Возможности, которые дают современные визуальные и мультимедийные технологии, позволяют вывести на новый уровень процесс исследований и получения информации о материальной культуре. Возникает потенциал для представления широкой общественности как самих предметов, так и построенных на их основе исследований. Доступ к получению новых сведений расширит возможности исследователей при работе с вещевыми коллекциями. Соединение различных подходов в прикладных исследованиях и возможностей широкого обнародования результатов работы как для научных, так и образовательных целей, является на сегодняшний день актуальным направлением не только в науке, но и в общемировом информационном пространстве. Цель проекта – создание цифровой базы данных хранящегося в МАЭ РАН наследия отечественной и мировой культуры на основе новейших цифровых и визуальных (в том числе 3D-scan) музейных технологий и презентациях полученных документов и сведений в виртуальном и реальном пространстве.
8. Коренные малочисленные народы России: обновление этничности (рук. А.В. Головнёв)
Сроки исполнения: 2023-2025
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, этническая мобильность, этническая идентичность, этнопроекты, этнолидеры, этнодизайн, этнотехнологии, этнобренды, этнические музеи.
Аннотация: Выявление внутренних механизмов формирования моделей идентичности коренного малочисленного населения РФ и изучение этнокультурного потенциала / наследия с перспективой разработки научно обоснованных стратегий его активизации и репрезентаций. Осмысление стратегий номадизма, исследование мобильности как драйвера развития этничности и перспективы прорывных технологий будущего. Мониторинг взаимодействия этничности и власти в условиях современности, современные формы лидерства, определение ценностных ориентаций современных этнических лидеров (персональные мотивы и социальные позиции) и особенностей их деятельных стратегий сохранения этнической идентичности и противостоянии современным политическим, экономическим и социальным вызовам (этнопроекты и этноинициативы, активизирующие наследие и потенциал этнической общности). Исследование киберэтничности, факторов и эффектов воздействия киберсетей на этничность. Проведение круглых столов; участие в конференциях; публикация статей по теме исследования.