Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

Международная научная конференция «1821 год на Балканах: Греческое восстание. Валашское восстание. Гибель Тудора Владимиреску

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Университетская наб., 3.  Читальный зал Библиотеки МАЭ

27 мая 2021 г. (четверг)

Международная научная конференция

1821 год на Балканах: Греческое восстание. Валашское восстание.
Гибель Тудора Владимиреску

Конференция
"Arestarea lui Tudor de către eteriști” (Арест Тудора этеристами)

 

ПРОГРАММА

11:00  –  11:10 

Открытие конференции. Приветственное слово директора МАЭ РАН член.-корр. РАН Андрея Владимировича ГОЛОВНЁВА.

11:10– 11:40  

Tudor DINU, Prof., dr. habilit., dr. h. c., University of Bucharest. 

“What were the Wallachian boyars wearing at the time of the 1821 revolution?”

11:40  – 12:10

Александр Александрович НОВИК, к.и.н., зав. отделом европеистики МАЭ РАН, доцент кафедры общего языкознания СПбГУ.

«Общество «Филики Этерия» в Одессе и этнокультурные процессы на юге Украины в конце ХХ – начале XXI в.».

12:10 – 12:40

Ксения Анатольевна КЛИМОВА, к.ф.н., доцент кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ.

«Восстание 1821 г. в зеркале греческого песенного фольклора».

12:40 – 13:10

Ирина Эдуардовна ВАСИЛЬЕВА, к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы Филологического факультета СПбГУ, Максим Львович КИСИЛИЕР, к.ф.н., доцент кафедры общего языкознания Филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник ИЛИ РАН.

«Геоисторические модели этнокультурной самоидентификации в Греческом мире».

13:10 – 13:40 

Manuela ANTON (МануэлаАНТОН), dr., Institutul de Istorie și Teorie Literară „G. Călinescu” – Academia Română.

"Политические идеи в Румынских Княжествах в конце XVIII – начале XIX веков”.

13:40 – 14:10 

Владимир Владимирович ВАСИЛИК, д.и.н., к.ф.н., профессор кафедры истории славянских и балканских стран Института Истории СПбГУ.

«Константинопольский патриархат и греческое восстание 1821 г.». 


Перерыв 14:10 – 14:40

 

14:40 – 15:10 

MihaelaBĂRBIERU (Михаэла БЭРБИЕРУ), Cercetător șt. III, dr., Institutul de Cercetări Socio-Umane „C. S. Nicolăescu-Plopșor”/ Lect. univ. dr., Facultatea de Știinţe Sociale, Universitatea din Craiova.

„Cinstirea memoriei lui Tudor Vladimirescu în Oltenia”.

15:10 – 15:40

Carmen Ionela BANŢA (Кармен Ионела БАНЦА), dr., conferenţiar, Facultatea de Litere, Universitatea din Craiova.

“Imaginea lui Tudor Vladimirescu în legendele istorice românești”.

15:40 – 16:10

Евгений Андреевич КОЛОСКОВ,к.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Факультета международных отношений СПбГУ.

 «Греческая революция 1821 г. во внешнеполитическом курсе России: вызов, решение и последствия».

16:10 – 16:40 

Оксана Владимировна ЧЁХА, к.ф.н., н.с. Института славяноведения РАН (Москва).

«Греческое восстание 1821 года в народных песнях клефтов».

16:40 – 17:10

Андрей ВЫЛКОВАН (AndreiVÎLCOVAN), выпускник аспирантуры факультета международный отношений СПбГУ.

«Политический дискурс Тудора Владимиреску как инструмент социальной мобилизации во время Румынской революции 1821» (Discursul politic al lui Tudor Vladimirescu ca instrument de mobilizare socială la Revoluția română de la 1821).

17:10 – 17:40

Наталия Геннадьевна ГОЛАНТ, к.и.н., старший научный сотрудник МАЭ РАН, Мария Михайловна РЫЖОВА, аспирант МАЭ РАН.

«Память о Тудоре Владимиреску в фольклорных текстах, собранных за пределами Дунайских княжеств».

17:40 – 18:00

Подведение итогов конференции

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ УЧАСТНИКОВ

АНТОН Мануэла (ANTON Manuela) (Бухарест, Румыния)

Политические идеи в Румынских Княжествах в конце XVIII – начале XIX века

К концу XVIII века и в начале следующего XIX века в Молдавии и Валахии были созданы  тексты, в которых ставился под вопрос политический статус-кво румынских княжеств. Эти тексты (записки и проекты реформ) исходили от румынских боярских группировок, выступавших против правления фанариотов, которое они считали неспособным защищать традиционные привилегии княжеств по отношению к османскому двору. Деятели церкви присоединяются к этому политическому движению. В Молдавии церковь оставалась единственной институцией, сохранявшей независимость от фанариотской власти – вследствие  решения синода, созванного митрополитом Яковым Путнеанулом в 1753 году, который запретил греческим иерархам занимать митрополичий престол в Яссах. В Валахии центром румынского просветительского движения была рымникская епископия. Книги, публиковавшиеся в типографиях этих двух культурных центров, даже чисто догматические, сопровождались историческими и политико-патриотическими предисловиями. Румынские инициативы по политической реорганизации княжеств были предприняты в условиях обострившегося кризиса Османской империи и получили внешнюю поддержку со стороны держав, проявлявших интерес к османскому наследству. Румынские политограммы (если использовать термин Влада Джеорджеску) (политические проекты, политические концепции) указанного периода явились плодом сотрудничества авторов из обоих княжеств. Это сотрудничество стало фактором объединения политической и культурной элиты двух княжеств. Противоречия в интересах великих держав предоставили румынам определенную свободу маневра, а созвучие интересов элит двух княжеств способствовало – после 1821 года – процессу кристаллизации национального сознания и в конечном итоге образованию современного румынского государства.

 

ВАСИЛЬЕВА Ирина Эдуардовна, КИСИЛИЕР Максим Львович (Санкт-Петербург, Россия)

Геоисторические модели этнокультурной самоидентификации в Греческом мире

Событие, обычно именуемое в русской и греческой традициях Греческой революцией,  — одно из самых важных в новейшей греческой истории. Официальная греческая историография для его описания чаще всего использует широко распространенную романтическую модель всенародной борьбы за освобождение колыбели европейской цивилизации от османского ига, объединившей в едином порыве всех греков и даже иностранцев. В этом докладе будет проанализирована роль Греческой революции в самоидентификации представителей разных греческих диаспор, а также его значение для формирования греческой нации.

 

ГОЛАНТ Наталия Геннадьевна, РЫЖОВА Мария Михайловна (Санкт-Петербург, Россия)

Память о Тудоре Владимиреску в фольклорных текстах, собранных за пределами Дунайских княжеств

Одним из источников памяти о национальном герое Тудоре Владимиреску, имя которого мы вспоминаем спустя 200 лет со дня гибели, является народная поэзия. В докладе рассматриваются варианты исторических песен о Тудоре Владимиреску, зафиксированные на территориях, не входивших в состав Дунайских княжеств – Валахии и Молдовы, и оставшихся за пределами Румынии в ее нынешних границах, однако входящих в зону распространения румынского языка. Это тексты, записанные на территории Бессарабии (нынешней Республики Молдова) и долины реки Тимок (в восточной Сербии, в исторической области Краина).

 

КОЛОСКОВ Евгений Андреевич (Санкт-Петербург, Россия)

Греческая революция 1821 г. во внешнеполитическом курсе России: вызов, решение и последствия

В течение нескольких веков Россия является активным участником политических процессов, происходящих на Балканском полуострове. При этом Балканы привлекали к себе внимание России не столько стратегической значимостью или экономическим потенциалом, сколько историко-культурной традицией, становясь, по словам Льва Толстого, «одним из тех модных увлечений». Исторические связи с регионом, осознание себя последним православным государством, декларирование приверженности европейским ценностям и политическим ориентирам, проекты переустройства европейских владений Порты в конце XVIII – начале XIX в., опыт создания греческой Республики Семи Островов, активная поддержка сербских восстаний объективно не могли подготовить Санкт-Петербург к принятию "самочинно" действующих "бунтовщиков" в качестве актора международных отношений в начале восстания, но изменения во внешнеполитических раскладах на международной арене вынудили Россию не просто поддержать революцию, но и вступить в очередную войну с османами.

В рамках нашего доклада мы попробуем оценить значимость балканского направления во внешней политике России первой половины XIX в., дать ответ на вопросы: почему Греческая революция 1821 г. стала серьезнейшим вызовом для Санкт-Петербурга, какие ключевые моменты беспокоили представителей МИД России в поисках политического решения нового балканского кризиса и к каким последствиям для внешней политики привело решение поддержать действия греческих повстанцев. 

 

НОВИК Александр Александрович (Санкт-Петербург, Россия)

Общество «Филики Этерия» в Одессе и этнокультурные процессы на юге Украины в конце ХХ – начале XXI в.

В докладе анализируется комплекс этнокультурных и социальных процессов, произошедших в 1990-х годах в греческом сообществе юга Украины после открытия музея, позиционировавшегося как воссоздание общества «Филики Этерия» (греч. Φιλική Ἑταιρεία — ̔общество друзейʼ).

В городах Одессе, Мариуполе, а также в десятках сел юга Украины проживают более 100 тыс. греков – потомков представителей исторической греческой диаспоры, в силу разных событий оказавшихся в Северном Причерноморье.

Открытие музея «Филики Этерия» в г. Одессе способствовало чрезвычайному росту консолидации греков Украины, положило начало многим культурным начинаниям и – как главный результат – возрождению/ренессансу греческого самосознания в условиях дезинтеграции бывшего СССР.

Греки Украины, часть которых говорит по-урумски, часть по-румейски, а значительная часть вообще не владеет греческим языком, как правило позиционируют себя греками.

Роли «Общества друзей», созданного 200 лет назад при поддержке российского правительства в пику Османской империи, в процессе сохранения греческой идентичности и их культурного и языкового своеобразия будет уделено главное внимание автора – с привлечением полевых материалов, собранных в годы проведения комплексных этнолингвистических экспедиций на берега Черного и Азовского морей.

 

Климова Ксения Анатольевна (Москва, Россия)

Восстание 1821 г. в зеркале греческого песенного фольклора

В докладе будут рассмотрены создававшиеся в XVIII–XIX вв. новогреческие фольклорные эпические песни (клефтские и исторические), отражающие исторические события, предшествовавшие и сопутствующие  Греческому восстанию 1821 г. и оказавшие большое влияние на формирование дальнейшей фольклорной песенной традиции в Греции.

 

ЧЁХА Оксана Владимировна (Москва, Россия)

Греческое восстание 1821 года в народных песнях клефтов

Одним из видов народной греческой песни, возникшей в IX–X вв. в Византии из акритского эпоса, являются песни клефтов (буквально – разбойников, воров), т. е. песни о людях, которые, не желая мириться с османским владычеством, уходили в горы и оттуда принимали участие в борьбе против турок, а позже – в борьбе за освобождение Греции. Клефтская песня не ставила перед собою цели достоверно изобразить жизнь клефтов или дать настоящие портреты исторических персонажей (Теодороса Колокотрониса, Одиссея Андруцоса, Георгия Караискакиса и др.), романтизируя образы борцов за свободу, для которых рабство равнозначно смерти: «Όσο ‘ναι ο Λιάκος ζωντανός πασά δεν προσκυνάει. / Πασά ‘χει ο Λιάκος το σπαθί, βεζίρη το ντουφέκι» или «Εγώ ‘μαι η Λένω Μπότσαρη, η αδερφή του Γιάννη / και ζωντανή δεν πιάνουμαι εις των Τουρκών τα χέρια» [«До тех пор, пока жив Льякос, он не поклонится паше / Для паши есть у Льякоса меч, для везиря – винтовка» или «Я – Елена Боцари, сестра Яниса, / и живой в руки туркам не дамся»].

Доклад будет посвящен рассмотрению того, какие исторические лица стали героями клефтских песен, а также тому, как именно они были в них изображены.

 

BANŢA Carmen Ionela (Craiova, România)

Imaginea lui Tudor Vladimirescu în legendele istorice românești

Legendele cu conținut istoric sunt o oglindire a trecutului, uneori povestiri despre lucruri petrecute, aşa cum au fost preluate de la înaintaşi, bazate pe amintiri sau pe închipuirea faptelor descrise.

Legendele istorice românești vorbesc despre figuri istorice-fantastice, în mică măsură despre personaje istorice străine, despre figurile istorice naționale, haiduci si căpetenii de răscoale, domnitori, figuri feminine ce au rămas în istorie, zugrăvind trecutul.

Deşi apelează la miraculos, legenda istorică îşi grupează conţinutul în jurul unui personaj real (de exemplu: domnitorii Ştefan cel Mare sau  Mihai Viteazul, Tudor Vladimirescu –conducătorul revoluției de la 1821, al pamdurilor și domn al Țării Românești), în jurul unei întâmplări petrecute cândva. Tocmai de aceea legendele istoice au pătruns de timpuriu și în literatura cultă.

Personajul legendei istorice este extras din esența unei personalități  a realului. Acest tip de personaj este încadrat într-un model mitic. Faptele istorice, întâmplările îl plasează pe Tudor Vladimirescu în rândul eroilor de neam căruia i s-au atribuit câteva legende atât populare cat si culte, în care portretul fizic și cel moral este bine conturat.

 

BĂRBIERU Mihaela (Craiova, România)

Cinstirea memoriei lui Tudor Vladimirescu în Oltenia

Deși au trecut 200 de ani, Revoluția de la 1821 constituie încă un subiect important pentru istoriografia și memorialistica românească, iar Tudor Vladimirescu este considerat un simbol al românismului. Evenimentele revoluționare de la începutul secolului al XIX-lea au reprezentat un moment de referință pentru societatea românească, marcând sfârșitul erei feudale și începutul istoriei moderne. Deși a fost ucis, idealurile lui Tudor Vladimirescu au triumfat și a rămas viu în memoria românilor din regiunea Olteniei, nu numai prin acțiunile sale sau prin numeroasele scrieri despre el, ci și prin clădiri și monumente care îi poartă numele, inscripții, statui sau case transformate în muzee. Casa în care s-a născut, construită la sfârșitul secolului al XVIII-lea, a devenit ulterior muzeu și a reușit să reconstruiască întreaga sa viață și activitate, dar și să reproducă atmosfera satului românesc din acea vreme. În semn de recunoștință pentru marele lider al pandurilor, în anul 1921 a fost construit un monument la Padeș, despre care istoricul Mircea T. Radu spunea că „reprezintă o mărturie despre cinstirea peste veacuri a amintirii eroului din Vladimir”.

 

DINU Tudor (Bucharest, Romania)

What were the Wallachian boyars wearing at the time of the 1821 revolution?

In the present paper we study the costumes worn by the Wallachian upper class during the first two decades of the 19th century. We use both written and visual sources going back to that era: garments preserved in state museums and private collections, easel portraits and the donors’ paintings found in churches erected around that time. Of course, we start by focusing on all the pieces of Oriental attire that, during a century of domination of the country by Greek Ottoman princes coming from the Constantinople neighbourhood of Fanari (Fener), had become so characteristic of the local aristocracy. Then we also examine the Western-style garments that some boyars, but, most of all, their more innovation-prone wives, had adopted, mainly under the influence of the Russian troops that had been occupying Wallachia between 1806 and 1812.

 

VÎLCOVAN Andrei (St Petersburg, Rusia)

Discursul politic al lui Tudor Vladimirescu ca instrument de mobilizare socială la Revoluția română de la 1821

Revoluția lui Tudor Vladimirescu a capatat un rol aparte în istoria politică a României, semnificația acesteia variază în istoriografie de la insurectie socială, la revoluție ideologică cu valențe naționale. Interpretarea evenimentelor conduse în 1821 de Tudor Vladimirescu ridică provocari istoricilor data fiind abordarea diplomatică a lui Vladimirescu fața de circumstanțele internaționale dificile cu care se confrunta. Numeroasele scrisori, epistole și discursuri adresate de Tudor Vladimirescu, atestă că el este conștient de greutatea acțiunilor și declarațiilor sale, dar si de vulnerabilitatea pozitiei sale politico-militare. Tocmai această înțelepciune politică, lasă loc de ambiguitate privind adevăratele sale intenții, așadar istoricii au fost nevoiți să evalueze circumstanțial proiectul național al lui Vladimirescu. Cu toate acestea, Tudor Vladimirescu lasă în urmă o resursă foarte valoroasă academică, ce ne ajută să înțelegem premisele miscarii sale revoluționare. În pregătirea avansului său spre București, Vladimirescu rostește o serie de discursuri publice pentru a mobiliza populația în sprijinul său. Discursurile sale sunt o sursă primara pentru a incerca să distingem caracterul acțiunilor sale, dar și temele de interes ale populației etnic românești. Utilizând tehnici de analiză de discurs, remarcăm o viziune politică bine definită, dar și starea încordata a țărănimii Țărilor Române.