Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ИНДЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ И ТРАДИЦИИ

Баглай, Валентина Ефимовна baglayvalent@yandex.ru

Д.и н., профессор кафедры зарубежного регионоведения, Кубанский государственный университет, Краснодар

Одна из важнейших характеристик киноискусства — его национальное своеобразие. Это касается и такого региона, как Латинская Америка. В докладе анализируется ТВ и кинематограф Латинской Америки с точки зрения отражения в нем культурных образов аборигенного населения. Отмечается, что на формирование национальных особенностей латиноамериканского кинематографа оказало влияние творчество С. Эйзенштейна и Г. Александрова. Художественное своеобразие национального ТВ и кинематографа Латинской Америки связано с доколониальным прошлым этих стран, культурой и мировоззрением индейских народов в целом.

На ряде примеров в докладе отмечается стереотипность и однобокость отражения образов индейцев (дискриминационного характера) в кинематографе и на ТВ. В условиях многоэтничной Латинской Америки необходимо серьезно усилить роль индейского культурного фактора. В докладе подчеркивается, что деятели киноискусства призваны отразить как историческую сущность всего континента, так и лучшие традиции национальных культур, в том числе аборигенных народов. Памятники аборигенных народов (живопись, архитектура, устное творчество) наполнены оригинальными образами. Кинематографистам можно создавать, например, современную мультипликацию на основе компьютерных технологий.

Автор доклада считает, что уроки латиноамериканского кинематографа полезны и для России. Необходимо обратить внимание на богатейшие пласты эпической традиции народов и использовать их при создании художественных фильмов и телевизионных сериалов. Можно надеяться, что граждане России будут принимать фильмы, основанные на бурятском, калмыцком, якутском, алтайском, карельском эпосе с не меньшим интересом, чем «Игру престолов».

CONTEMPORARY CINEMA OF LATIN AMERICA AND THE IN- DIAN IMAGERY AND TRADITION

One of the most important characteristics of cinema is its national identity. It concerns also Latin America region. The report analyses TV and cinema in Latin America from the cultural images of the indigenous population point of view. It is noted that the formation of national features of Latin American cinema was influenced by the work of S. Eisenstein and G. Alexandrov. Artistic originality of the national TV and cinema of Latin America is connected with the pre-colonial past of these countries, culture and the outlook of Indian peoples in the whole. In a variety of examples, the report notes the stereotypical and one-sided portrayal of Indian images (of a discriminatory nature) in cinema and on TV. In the context of multi-ethnic Latin America, the role of the Indian cultural factor must be seriously strengthened. The report emphasizes that filmmakers are called upon to reflect both the historical essence of the entire continent and the best traditions of national cultures, including aboriginal peoples. Monuments of abo- riginal peoples (painting, architecture, oral art) are filled with original images. Filmmakers can create, for example, a modern animation based on computer technology. The author of the report believes that the lessons of Latin American cinema are useful for Russia. It is necessary to pay attention to the richest layers of the epic tradition of peoples and use them in the creation of feature films and television series. It could be sincerely expected that Russian citizens will accept films based on the Buryat, Kalmyk, Yakut, Altai, Karelian, etc. epos, with no less interest than «The game of thrones».