Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

СИЛЬНЕЙШИЙ КОРОЛЬ ИЛИ НИЧТОЖНЫЙ ДИКАРЬ? ФРАНЦУЗСКИЕ АВТОРЫ XVI В. И (НЕ) ВОЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНДЕЙЦЕВ АТЛАНТИЧЕСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ БРАЗИЛИИ

Окунева, Ольга Владимировна

К.и.н., доктор университета Париж-Сорбонна, старший научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН

olga.okuneva@gmail.com

В докладе представлена история заочной полемики двух французских авторов XVI в., Андре Теве и Жана де Лери, побывавших в Бразилии во времена существования там первой французской колонии (так называемой «Антарктической Франции»), но интерпретировавших увиденное (в частности, социальный статус индейских союзников) диаметрально противоположным образом. За оценкой того, является ли встреченный французами в Бразилии индейский вождь «королем» своих соплеменников, их «предводителем» или всего лишь «одним из прочих равных» индейцев, кроется не только расхождение мировоззренческих установок двух европейских наблюдателей, но и гораздо более широкий вопрос о восприятии этносоциальной действительности Нового Света европейцами, которые были готовы находить привычные им признаки «должной» иерархии в обществе даже там, где ее могло не быть (или же она принимала иные, непривычные европейцам, формы).

На примере полемики о «сильнейшем короле» Куониамбеке будет затронут вопрос о том, насколько определенное восприятие этнографической реальности европейскими путешественниками, подкрепленное энергичными действиями европейских же колонизаторов, могло приводить к изменению этой реальности.

REX FORTISSIMUS OR HUMBLE SAVAGE? FRENCH AUTHORS OF THE XVITH CENTURY AND THE (UN)CONSCIENT CONSTRUCTION OF THE INDIANS’ SOCIAL STATUS (ATLANTIC COAST OF BRAZIL)

The paper deals with a literary discussion between two French authors, André Thevet and Jean de Léry, both participants of the first French colonial enterprise in Brazil (the so called Antarctic France) and in the same time two antagonists in the way to represent and understand the social reality of the coastal Brazil’s native populations. In their consecutive publications Thevet and Léry expressed quite opposite opinions on the social status of an Indian chief Quoniambec, French ally in the region. Was he “rex fortissimus”, “dux” or just “primus inter pares” — the question was not only a difference between the catholic Thevet’s and protestant Léry’s ideology, but, in more general perspective, the European way of (re)construction of the social reality of the New World by finding and stressing the elements of the hierarchy where it was not so obvious or relevant. Thereby the debate on the Quoniambec’s status can be seen as a manifestation of some general tendencies while the European encounters’ observation of some ethnographic reality induces changes of this reality.