Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ВОСТОЧНОЙ ОБЛАСТИ МАЙЯ В ПОЗДНИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Хохрякова, Сандра Альгимантасовна

Аспирант, Учебно-научный Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова, РГГУ

s.viskanta@gmail.com

На южных склонах Гор Майя (департамент Петен, Гватемала) расположена трехкилометровая пещера Нах-Тунич с разветвленной системой коридоров. Многочисленные артефакты ритуального характера, семь монументальных построек, повсеместные остатки угля и кострищ на полу всех коридоров, а также самый большой корпус настенных изображений в Мезоамерике, в число которых входят многочисленные тексты, указывают на активное использование пещеры в течение долгого времени в качестве ритуального центра.

Все тексты Нах-Тунича ритуального характера и сильно отличаются от основного корпуса надписей майя. В основном они имеют следующую структуру: дата, имя и титул протагониста, глагол, имена и титулатура сопровождающих протагониста лиц. Все датировки в текстах Нах-Тунича — циклические даты, нет ни одной даты по долгому счету, что усложняет их соотнесение с европейским календарем. Стилистически все тексты и изображения относят к позднему классическому периоду. Из текстов ясно, что Нах-Тунич была местом паломничества представителей царских династий и знати майя из различных городов и регионов Южных низменностей. Паломничество — это важная часть мобильности населения, культурных контактов между отдаленными городскими центрами в поздний классический период.

В докладе рассмотрены пути паломничества, границы и основные направления религиозных перемещений в восточной области майя, а также социальные связи и принадлежность посетителей ритуального центра.

THE PILGRIMAGE IN THE EASTERN MAYA REGION IN THE LATE CLASSICAL PERIOD

The three-kilometer length cave Naj Tunich with a branched system of corridors is located on the southern slopes of the Maya Mountains (Peten, Guatemala). Numerous artifacts, seven monumental buildings, widespread remains of coal and fireplace on the floor, the largest collection of wall paintings in Mesoamerica, which include numerous texts, show the active use of the cave for a long time as a ritual center. All texts of Naj Tunich are ceremonial and differ from the main collection of Mayan inscriptions. Basically they have the structure: date, name and title of the protagonist, verb, names and titles of the protagonist's accompanying persons. All the dates in the texts of Naj Tunich are cyclical, there is no long count dates. So it complicates the correlation with the European calendar. All texts and images stylistically refer to the Late Classical period. From the texts we know that Naj Tunich was a place of pilgrimage for the representatives of the royal dynasties and Maya nobility from various cities and regions of the Southern lowlands. The pilgrimage was an important part of the mobility of the population, cultural contacts between remote urban centers in the Late Classical period. The report will examine the ways of pilgrimage, the boundaries and main directions of religious movements in the Eastern Maya region, also the social connections of visitors of the ritual center.