Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

ОБРАЗ ШАМАНА НА НИЕРИКАХ УИЧОЛЬ (НА МАТЕРИАЛЕ Д. ПОТРЕРО-ДЕ-ЛА-ПАЛЬМИТА, ШТ. НАЯРИТ, МЕКСИКА)

Конрад, Инна Сергеевна

К.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии, Институт детства Московского педагогического государственного университета

innakonrad@gmail.com

Ниерики народности уичоль — картины из шерстяных ниток, наклеенные на деревянную поверхность с помощью воска, — представляют собой интересный феномен этнического искусства современной Мексики.

На основе материала, собранного в д. Потреро-де-ла-Пальмита (шт. Наярит, Мексика) в 2016 г., нами было выделено три типа таких произведений: 1) выражение творческого замысла самодеятельных художников; 2) картины, созданные шаманами на основе видений и снов; 3) подношения богам и духам.

Шаман, его практика и атрибутика являются популярными сюжетами и мотивами таких произведений. Анализ увиденных нами ниерик позволяет говорить об определенных приемах создания образа шамана. Так, авторы прибегают к: 1) установке на достоверность;2) условности.

Шаманская практика предстает: 1) в виде передачи обряда; 2) вплетена в сюжет произведения на бытовую тематику. Шаманская атрибутика присутствует: 1) на ниериках о собственно шаманах; 2) на сувенирной продукции — картинах из ниток, выполняющих функцию репрезентации традиционной культуры этой народности.

В докладе предпринята попытка детального рассмотрения озвученных тезисов.

THE IMAGE OF SHAMAN ON HUICHOL'S NIERIKAS (BASE ON MATERIALS GATHERED IN POTRERO DE LA PALMITA VILLAGE, NAYARIT STATE, MEXICO)

The Huichols — one of the native peoples of Mexico — has attracted researchers' attention for a long time. One of the most interesting examples of their ethnic art is the so-called “nierik” — pictures made of thread, glued on a wooden surface with wax, which depict scenes from everyday life and mythology.

While studying the material collected in the village of Potrero de la Palmita (Nayarit State, Mexico) in 2016, we divided the nieriks into three types: 1) the ones expressing the creative ideas of amateur artists; 2) the ones created on the basis of shamanic visions and dreams; 3) offerings to the gods and spirits. The image of the Shaman, his/her practice and attributes are popular subjects and motives of paintings by amateur artists. While creating this image the authors resort to: 1) the plausibility of the image; 2) conventions. Shamanic practice: 1) can be presented as a transmission ceremony; 2) is woven into a story on everyday topics. Shamanic attributes are presented: 1) in the actual nieriks on shamans; 2) on souvenirs — paintings of thread performing the function of representation of the people's traditional culture.

The report will attempt a detailed review of the theses voiced above.