Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

МОБИЛЬНОСТЬ ЭЛИТ У ДРЕВНИХ МАЙЯ ПО ДАННЫМ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Секачева, Дарья Сергеевна

М.н.с. Мезоамериканского учебно-научного центра им. Ю.В. Кнорозова, РГГУ

daria.baida@gmail.com

Ранние аграрные цивилизации часто характеризуют как общества,в которых доминирует локальность. Общины, корпоративные группы и другие социальные объединения политически, экономически, ритуально привязаны к определенной территории. В то же время в таких обществах есть и группы, которые обладают высокой мобильностью (торговцы и ремесленники, связанные с межрегиональным обменом, воины и т. д.). Одной из таких высокомобильных групп является знать.

Иероглифические тексты майя классического периода освещают прежде всего элитные круги общества, в них нет информации о низших слоях. Именно поэтому наше видение мобильности в культуре майя I тыс. н.э. основано на точке зрения элиты. Выделение в ней различных групп (царская и не царская, столичная и местная знать и др.) позволяет более детально взглянуть на характерные именно для этих слоев общества виды социальной и пространственной мобильности.

К примеру, описанные в источниках варианты перемещений цар- ского двора показывают различный их характер. В одних случаях постоянный, связанный с переносом столицы государства на новое место, в других — временный, обусловленный проведением определенных ритуалов и церемоний.

Для представителей нецарских элит описаны случаи как пространственной, так и социальной мобильности. Во многих случаях они связаны с изменением социального статуса представительниц этой группы элиты благодаря браку с мужчинами из царского дома.

ELITE MOBILITY AMONG ANCIENT MAYA ACCORDING EPIGRAPHIC SOURCES

Early agrarian civilizations are often characterized as societies dominated by locality. Communities, corporate groups and other social associa- tions are tied to a certain territory with political, economic and ritual connections. At the same time, in such societies there are highly mobile groups (traders and craftsmen associated with interregional exchange, warriors, etc.). Elite is one of these groups with a high level of mobility.

The classic Maya hieroglyphic texts illustrate primarily the elite of a society and do not contain information about the lower strata. That is why our vision of mobility in the Mayan culture of the 1st mill. AD is based on the elite’s point of view.

Allocation of various elite groups (royal and non-royal, metropolitan and local nobility, etc.) allows us to look more carefully at the types of social and spatial mobility characteristic for these social strata.

For example, the variants of movements of the royal court described in the sources demonstrate a diverse character. In some cases, permanent, con- nected with the transfer of the capital of the state to a new place, in others, temporary, caused by conducting of certain rituals and ceremonies.

For the representatives of the non-royal elites, cases of both spatial and social mobility are described. In many cases, they are associated with a change in the social status of representatives of this elite group through marriage with men from the royal house.