Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ

Чудак, Александр Юрьевич

Магистр, антропология и этнология; магистрант, антропология. Студент магистратуры (департамент антропологии, Университет Оклахомы, США), ассистент-исследователь (департамент археологии, Музей естественной истории Сэм Ноубл, Оклахома)

xandr_92@mail.ru; achudak@ou.edu

Настоящее эссе — попытка рассмотреть место и роль коренных народов в современном мире глобальных течений и постоянно изменяющейся социальной, политической, экономической и культурной среды. Обсуждаются некоторые стратегии, которые используются коренными сообществами, чтобы адаптироваться к новым условиям, при этом сохраняя свою этнокультурную идентичность. Особое внимание уделено автохтонным народам Северной Америки и многостороннему механизму их реакции на продолжающиеся процессы глобализации, колонизации и культурной ассимиляции, сопутствующей этим процессам, в частности паниндейскому движению; также приводятся примеры коренных сообществ в других частях света, чтобы проиллюстрировать и дополнить аргументацию.

Дихотомия «западный — не западный», несмотря на очевидные ее недостатки, как, по сути своей, гомогенизирующей и излишне упрощенной схемы, используется преднамеренно для удобства. Рассмотрены разные уровни идентичности, связанного с ней социополитического дискурса и культурной мобилизации — от «местного» до метакультурного и транснационального: различные способы «сопротивления» и реакции на глобальные процессы и их последствия, а также влияние этих процессов на коренные сообщества, как позитивное, так и негативное.

GLOBAL FLOWS OR GLOBAL FLAWS: INDIGENOUS PEOPLES IN THE MODERN GLOBAL CONJUNCTURE

The present essay is an attempt to consider the place and role of indig- enous peoples in the modern world of global flows and shifting social, political, economic, and cultural environments. Some strategies, developed by the native communities in order to adapt themselves to the new conditions, yet maintaining their ethnocultural identities, are discussed. Special emphasis is placed on the autochthonal North American nations' multifaceted response to the ongoing globalisation, colonisation, and cultural assimilation, concomitant with these processes, in particular, on the pan-Indian movement in the context of these processes; but some examples of the indigenous communities from other parts of the globe are provided in order to illustrate and substantiate the argumentation as well. The Western—non-Western dichotomy, albeit its evident flaws as an essentially homogenising and oversimplified framework, is used intentionally for convenience. Different levels of identity, related sociopolitical discourse, and cultural mobilisations, from local to metacultural and transnational, various means of “resistance” and response to the global processes and their consequences, and the influence of these processes on the indigenous communities, both positive and negative, are considered.