Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

ИНДЕЙЦЫ МАНТЕНЬО-ГУАНКАВИЛКА, ПОБЕРЕЖЬЕ ЭКВАДОРА: АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Табарев, Андрей Владимирович

Д.и.н., ведущий научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)

olmec@yandex.ru

Культура мантеньо-[г]уанкавилка (650–1532 гг.) замыкает колонку доиспанских предгосударственных образований в прибрежной части Эквадора (современные провинции Санта-Элена, Гуаяс, Манаби). Первые археологические сведения об этой культуре были получены еще в начале ХХ в. (1906–1908 гг.) в ходе экспедиций американского археолога М. Савиля на памятниках Серро-Хабонсильо, Серро-де-Охас и Серро-Монтекристи. За этим последовала серия международных проектов на памятниках Агуа Бланка, Саланго, Лома-де-лос-Кангрехитос, Хокай и др.

Помимо оригинальных технологий земледелия, гончарства и металлургии, а также сложных погребальных конструкций, культуру мантеньо-[г]уанкавилка отличали развитое мореходство и уникальный комплекс монументальных изваяний из камня, ракушечного конгломерата (U-образные троны, алтари с зооморфной символикой, идолы) и особо твердых пород дерева (тотемные столбы со сложной антропоморфной и зооморфной композициями).

Индейцы мантеньо, несмотря на все перипетии колониального периода и последующих исторических событий в Северных Андах, сумели в значительной степени сохранить свою идентичность, хозяйственную специализацию, традиции и верования. Каменные идолы культуры мантеньо-[г]уанкавилка и сегодня активно воспринимаются местным населением как носители особой магической силы, как посредники в отношениях с предками, устанавливаются на центральных площадях коммун и почитаются наравне с христианскими святынями.

MANTEÑO-HUANCAVILCA, COASTAL ECUADOR: ARCHAEOLOGY, HISTORY, AND PRESENT DAY

Manteño-Huancavilca culture (650–1532 AD) finalizes the sequence of pre-Hispanic pre-state societies in the coastal part of Ecuador (territories of Santa Elena, Guayas and Manabí provinces). First archaeological infor- mation about this culture appeared in the very beginning of the 20th century in course of the expeditions of American archaeologist M. Saville at Cerro Jabonsillo, Cerro de Ojas, and Cerro Montecristi sites (1906–1908), followed by the series of the international projects at Agua Blanca, Salango, Loma de Los Cangrejitos, Jocay, and other sites. In addition to the specific technologies of agriculture, pottery-making, metallurgy, and elaborated burial constructions Manteño-Huancavilca culture is distinguished by developed watercraft and unique complex of monumental sculptures from stone, shell conglomerates (U-shaped thrones, altars with zoomorphic symbols, idols), and hard wood (totem poles with anthropomorphic and zoomorphic compositions).

Manteño indians, in spite of all the peripeteias of the Colonial Period and subsequent historical events in the Northern Andes region, managed to preserve their identity, economic specialization, traditions and beliefs. Stone idols of Manteño-Huancavilca culture today are actively perceived by the local population as the bearers of special magic forces, as the connection with the ancestors, and are placed on the central plazas of the communes and are worshiped alongside with the Christian shrines.