Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТУЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ ИЕЗУИТСКИМИ МИССИОНЕРАМИ В НОВОЙ ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.

Федин, Андрей Валентинович

Д.и.н., доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права, Брянский государственный университет

avfedin@yandex.ru

Одним из ключевых элементов иезуитской аккомодационной стратегии в Новой Франции, наряду с изучением индейских языков и переводом на них основных положений христианской доктрины; использованием туземных риторических приемов в проповеди; практикой визуализации в процессе трансляции индейцам главных идей и образов христианского учения; крещением при смерти, как гарантии сохранения чистоты христианской веры новообращенными; «летучими миссиями», т. е. попытками совместного кочевья миссионера с его паствой в сезон охоты, стало формирование основ туземной церкви и туземного духовенства в лице дожиков и «капитанов молитв».

Это были индейские новообращенные, которые выполняли наиболее простые священнические функции (проповедь, крещение при смерти, проведение коллективных молений и пр.) в отсутствие миссионера. Поскольку большинство неофитов вели кочевой образ жизни, а миссионеров было недостаточно, чтобы охватить все поселения даже оседлых народов, иезуиты были вынуждены согласиться (и даже поощрять) с появлением подобного рода туземных религиозных деятелей. В то же время часто именно посредством этого «туземного духовенства» шла трансляция иезуитского варианта христианского послания среди как их соплеменников, так и других народов. Тем самым они выполняли и миссионерские функции. Наконец, эти дожики и«капитаны молитвы» были одними из интерпретаторов христианского учения, его осмысления в контексте аборигенных религиозных традиций.

FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE NATIVE CHURCH BY THE JESUIT MISSIONARIES IN THE FIRST HALF OF THE 17TH CENTURY NEW FRANCE

One of the key elements of the Jesuit accommodation strategy in New France, along with the study of Indian languages and the translation of the main articles of the Christian doctrine; using native rhetoric techniques in preaching; the practice of visualization in the process of transmitting to the Indians the main ideas and images of the Christian teaching; baptism at death, as a guarantee of the preservation of the purity of the Christian faith by new converts; “les missions volantes”, that is, attempts to co-nominate the missionary with his flock during the hunting season, was the formation of the foundations of the native church and the native clergy in the person of dogiques and “captains of prayers”. They were Native American converts who performed the simplest priestly functions (preaching, baptisming at death, holding collective prayers, etc.) in the absence of a missionary. Since most neophytes led a nomadic life, and missionaries were not enough to cover all settlements of even sedentary peoples, the Jesuits were forced to agree (and even encourage) with the appearance of such kind of native religious figures. At the same time, it was often through this “native clergy” that the Jesuit version of the Christian message was broadcast both among their fellow tribesmen and other peoples. Thus, they fulfilled missionary functions. Finally, these dogiques and “captains of prayer” were among the interpreters of the Christian teaching, its interpretation in the context of aboriginal religious traditions.