Размер шрифта
Цвет сайта

«Колдовская страна!»: во дворе Кунсткамеры открылась новая выставка

 

15 апреля, в день 135-летия со дня рождения Николая Степановича Гумилёва, во дворе Кунсткамеры открылась выставка «Колдовская страна! (по следам абиссинской экспедиции Николая Гумилёва)». В новейшей истории Музея антропологии и этнографии это первый выставочный проект «под открытым небом». Он подготовлен в тесном сотрудничестве с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Символически эта необычная выставка, расположившаяся сразу и во дворе Кунсткамеры, и в саду Фонтанного дома, объединяет и двух русских поэтов – Николая Гумилёва и Анну Ахматову, и два музейных пространства Петербурга, и две абиссинские экспедиции – одну из которых совершил в 1913 году Николай Гумилёв, а другую – по его стопам повторили сотрудники МАЭ РАН в 2008 году.

Для Музея антропологии и этнографии Николай Гумилёв – один из важных собирателей музейных коллекций. В начале 20-го века он открывал Восточную Африку для российской науки. Его большая экспедиция в Абиссинию в 1913 году была поддержана МАЭ, и сегодня в фондах Музея хранятся несколько предметных коллекций, собранных Гумилёвым и большая фотоиллюстративная коллекция (более 250 фоторабот) по Абиссинии, созданная Николаем Гумилёвым и его помощником (он, кстати, был племянником поэта) Николаем Сверчковым.

«Европеец, если он счастливо проскользнет сквозь цепь ноющих скептиков <…>, если не послушается зловещих предостережений своего консула, если, наконец, сумеет собрать не слишком большой и громоздкий караван, может увидеть Африку такой, какой она была тысячи лет тому назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где, кажется, смеет возвышать голос только Бог, скрытые в горных ущельях сплошь истлевшие леса, готовые упасть от одного толчка; он услышит, как лев, готовясь к бою, бьет хвостом бока...», ― писал Николай Гумилев.

«Колдовская страна!» – помещенные в одной плоскости фотографии Гумилёва и Сверчкова, сделанные в 1913 году, и фотографии петербургского фотохудожника Татьяны Фёдоровой, созданные уже в 2008-м. Татьяна Фёдорова, хорошо знакомая с фотоколлекцией Гумилёва, не только искала те же места, но те же ракурсы и похожих героев. От этого соседство фотографий, сделанных с разницей почти в 100 лет, выглядит эффектно, как будто Абиссиния, которая часто снилась Гумилёву, и в 21-м веке остаётся такой же, какой увидел её поэт Серебряного века.

Открывая выставку, директор МАЭ РАН Андрей Головнёв отметил, что «не умаляя значение поэта-Гумилёва, здесь мы представляем его в первую очередь бесстрашным исследователем и наблюдательным учёным-этнографом». «А мы для второй части выставки в нашем саду, наоборот выбрали самые поэтические образы и фотографии, - сказала в ответном слове директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анна Соколова. – И, таким образом, посетив обе площадки, зритель получит объёмную картину».

Идейный вдохновитель и куратор проекта, руководитель научного направления МАЭ РАН Ефим Анатольевич Резван, участник экспедиции 2008-го года рассказал, почему для сотрудников Музея было так важно повторить «абиссинский путь Гумилёва».  Фотограф Татьяна Фёдорова вспомнила о трудностях и опасностях полевой работы в Восточной Африке.

«Эти фотографии ждали «своего часа». Они были сделаны как раз для того, чтобы выставляться в паре с гумилёвскими снимками. Долгое время нам не удавалось реализовать проект, и сейчас большое счастье видеть, что всё получилось…», – сказала Татьяна.

Вслед за открытием выставки во дворе Кунсткамеры в этот же день, 15 апреля, в саду Фонтанного дома состоялось открытие части проекта «Колдовская страна!», в подготовке которого приняли участие сотрудники Музея Анны Ахматовой.

 Выставочный проект во дворе Кунсткамеры и в саду Фонтанного дома будет открыт до дня памяти поэта 26 августа 2021 года.