Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

Музей М.В. Ломоносова

Контактная информация

Санкт-Петербург, Университетская наб. д.3.

Тел. (812) 328 10 11

Сотрудники отдела

Копанева Наталья Павловна  к.филол.н., заведующая отделом

Егорова Наталья Петровна, старший хранитель

Кравченко Татьяна Михайловнастарший хранитель

Кулакова Ольга Юрьевна, младший научный сотрудник

Лупанова Евгения Михайловна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (научные приборы и инструменты XVIII – начала XIX вв.) 

История отдела

После основания Академии наук в 1724 году Кунсткамера вошла в ее состав и заняла в нем одно из центральных мест, сыграв огромную роль в становлении русской науки. В ее стенах, где размещались не только музейные коллекции, но и Библиотека, Анатомический театр, Физический кабинет, Астрономическая обсерватория, плодотворно работали первые академики. В их числе был и М.В. Ломоносов. Жизнь ученого с начальных шагов в Академии наук была неразрывно связана с Кунсткамерой.

Музей М.В. Ломоносова был создан по решению Президиума Академии наук СССР в 1947 году как структурное подразделение Института этнографии АН СССР. В 1953 году он был выведен из состава ИЭ АН СССР и передан вновь созданному Институту истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. В 1993 в качестве научного отдела с сохранением научной тематики и со своим коллекционным фондом, фототекой, архивом, библиотекой он был возвращен в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Свое нынешнее название отдел получил в 2009 году. 

Музей М.В. Ломоносова был открыт 5 января 1949 года в верхних этажах башни здания Кунсткамеры, в котором первый русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов работал с 1741 по 1765 год и которое к этому времени осталось единственным сохранившимся из зданий академического комплекса XVIII века.

Первым академическим заданием для только что зачисленного в штат академии М.В. Ломоносова стало составление «Каталога камней и окаменелостей» Кунсткамеры, изданного на латинском языке в 1745 году. Он продолжил начатое академиком И. Гмелиным изучение и описание музейной коллекции минералов Кунсткамеры. Вслед за этим Ломоносов приступил к работе в Физическом кабинете под руководством академика Г. Крафта, где провел немало времени в камере-обскуре, ставя эксперименты по дифракции света. Приборами Физического кабинета М.В. Ломоносов пользовался на протяжении всей жизни, некоторые из них он брал домой для проведения различных опытов. Много часов провел Ломоносов за чтением книг в библиотеке, немало потрудился в Обсерватории, делая там свои первые шаги в области метеорологии, картографии, географии, астрономии.

После пожара 1747 года обсерватория практически перестала функционировать, а деятельность всех кабинетов Кунсткамеры и библиотеки приостановилась на длительное время. В этих условиях академики, включая и Ломоносова, были вынуждены работать в основном в домашних кабинетах и обсерваториях.

Здание Кунсткамеры было восстановлено архитектором С.И. Чевакинским в 1751-1757 годах с рядом изменений, которые отразились на его архитектурном облике. Больше всего бросалось в глаза отсутствие верхней части башни, что придавало постройке черты незавершенности. Лишь в 1947-1948 годах Кунсткамере возвратили облик, близкий первоначальному, воссоздав верхнюю часть башни с армиллярной сферой. Автором проекта реконструкции был архитектор Р.И. Каплан-Ингель, один из инициаторов создания Музея М.В. Ломоносова и его первый директор.

Т.В. Станюкович, специалист по русской культуре XVIII века, при участии Р.И. Каплана-Ингеля, сумела за короткий срок при отсутствии специального музейного оборудования и в условиях срочного формирования коллекционного фонда Музея М.В. Ломоносова создать экспозицию и заложить основы научной тематики будущего Музея, который создавался как центр изучения жизни и деятельности М. В. Ломоносова в контексте русской науки и культуры XVIII века. При поддержке Президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова материалы по тематике музея передавались из различных академических учреждений, крупных музейных хранилищ страны, приобретались в антикварных магазинах и у частных лиц. Фонды музея пополнялись и за счет даров. Так как подлинных вещей, принадлежавших М.В. Ломоносову, сохранилось очень мало, было решено пойти путем воссоздания типичных интерьеров эпохи.

В период создания Музея в нем работали лишь три сотрудника: архитектор Р.И. Каплан-Ингель, который занимался восстановлением башни, историк Т.В. Станюкович, создававшая экспозицию, и В.Л. Ченакал, специалист по оптике и приборостроению, позже ставший директором музея.

Когда Музей М.В. Ломоносова был передан Институту естествознания и техники, Т.В. Станюкович осталась в ИЭ АН СССР. На ее место пришла специалист по русской культуре XVIII века Н.В. Соколова. Позже в Музее стали работать также Р.Б. Городинская, И.А. Бренева и Т.М. Моисеева.

С 1993 по 2002 год Отделом «Музей М.В. Ломоносова» МАЭ РАН заведовал Э.П. Карпеев. С 2002 по 2010 - Т.М. Моисеева (и.о. зав.отдела). С июня 2010 отдел возглавила М.Ф. Хартанович.

Основная тематика научных исследований

Основная тематика  научных исследований отдела связана с изучением истории Кунсткамеры и жизни и творчества М.В. Ломоносова.

Тема НИР:  "Академический музей в XVIII-XXI вв.: история концепций и коллекций (К 300-летию Кунсткамеры)" (0183-2014-0007). Руководитель: директор, д.и.н. Чистов Ю.К. УДК 39+069+091. N госрегистрации 01201354708. Инв. №  0183-2014-0007. Направление разработки темы: Кунсткамера: императорский петербургский музей в составе Академии наук. XVIII век. Руководитель направления: зав. отделом, д.и.н. М. Ф. Хартанович.

Основные научные работы:

Отдел участвовал в подготовке электронной коллекции "М.В. Ломоносов и его время" на сайте Российской академии наук.