Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /web/umi/templates/events-calendar/classes/modules/news/calendar.php:1) in /web/umi/classes/modules/stat/classes/statistic.php on line 157
Заседание семинара по зарубежной этнологии
Календарь кунсткамеры
Заседание семинара по зарубежной этнологии
1
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
1
2
3 4
5
6
7 8 9
10
11
12
13 14 15 16
17
18
19
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Заседание семинара по зарубежной этнологии

1 апреля в 18:00 состоится заседание семинара по зарубежной этнологии, организуемого центром европейских исследований ИЭА РАН совместно с отделом европеистики МАЭ РАН - Кунсткамера (руководитель д.и.н. М.Ю. Мартынова).

С докладом «Традиции и инновации в мастерстве серебряной филиграни на Западных Балканах на рубеже ХХ–ХХI вв.» выступит Александр Александрович Новик – к.и.н., ведущий научный сотрудник, заведующий отделом европеистики МАЭ РАН; доцент кафедры общего языкознания СПбГУ (Санкт-Петербург).

На западе Балкан до наших дней сохраняется ремесло по изготовлению филигранных изделий. Так сложилось, что главными центрами производства филигранных изделий остаются города Призрен, Гьякова и Приштина (Косово), Шкодра, Тирана и Круя (Албания), Скопье, Охрид и Крушево (Северная Македония). Развитие в новых экономических условиях (дезинтеграция бывшей Югославии, демократизация Албании, переориентация на новые рынки и проч.) привело к тому, что ювелирное производство стало выживать в условиях свободного рынка и острой конкурентной борьбы (учитывая засилье ювелирного импорта – прежде всего, из Турции и Италии).

На этом фоне деятельность известных мастеров Гзима Жерки (Gëzim Zherka), Марьяны Пипелевой и др. представляется ярким исключением из общей картины развития ювелирного дела в последние десятилетия. Албанец Гзим Жерка – потомственный ювелир. Он специализируется на создании филигранных изделий, выполненных в старинной технике kafazeli filigran (из тур. яз.), что означает «ажурная филигрань». Помимо виртуозного владения данной техникой, мастер обладает навыками других техник обработки драгоценных металлов – ковки, чеканки и иных. Македонка Марьяна Пипелева создает новые формы и смело обращается с традиционными мотивами, специализируясь на филигранных изделиях, украшенных так называемым македонским рубином (по геммологической классификации – корундом) – полупрозрачным камнем светло-розового цвета. 

Важнейшей инновацией в старинном ремесле является включение – начиная с середины ХХ в. – в профессию женщин. В докладе, базирующемся на материалы полевых исследований автора в течение 1990–2020 гг., будут освещены антропологические аспекты ювелирного дела.    
 
Приглашаются все желающие. Регистрация участников по адресу info@iea.ras.ru.