Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /web/umi/templates/events-calendar/classes/modules/news/calendar.php:1) in /web/umi/classes/modules/stat/classes/statistic.php on line 157
Открытие фотовыстаки
Календарь кунсткамеры
Открытие фотовыстаки
24
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
1
2
3 4
5
6
7 8 9
10
11
12
13 14 15 16
17
18
19
20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Открытие фотовыстаки

«Ранняя стереофотография как способ фиксации культуры. Восточно-туркестанская экспедиция 1909-1910 годов в фотоматериалах Самуила Мартыновича Дудина»

Календарь

24 декабря на втором этаже МАЭ РАН открывается новая фотовыставка, на которой представлена стереофотографию как разновидность научного документа. Стереоизображение – пара одинаковых картинок, совмещающихся при просмотре – первая технология, позволяющая создавать объёмную 3D визуализацию. И это – технология более чем вековой давности! Стереоскопическая фиксация мира появилась как развлечение, но оказалась очень важной для научных исследований в начале XX века. Её использовали для фотофиксации исторических и биологических объектов, построений в топографии, географии, вулканологии, архитектуре, криминалистике и многих других научных областях. Но самое интересное, что поначалу учёные оценили не столько измерительные и визуализационные возможности стереофотографии, сколько её удобство! Стереофотокамеры были не только легче (по весу) и проще в обращении, но и значительно дешевле. Они позволяли делать моментальные съёмки с рук, без длительной подготовки, без установки камеры на штатив, без выстраивания линии горизонта и поиска удачного ракурса.

В фотоколлекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН хранится большое количество стереоизображений первой трети XX века. Они представляют различные регионы и культуры мира. В фокусе новой временной экспозиции – коллекция стереоскопических негативов, созданных в 1909 году в ходе археолого-этнографического исследования, проводившегося на территории Восточного Туркестана (субрегион Центральной Азии: современная территория Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской народной республики и восточные регионы Казахстана). Впервые посетитель МАЭ РАН сможет увидеть стереодокументы в качестве предмета музейной коллекции и оценить раннюю технологию объёмной визуализации, столь популярной сегодня.

Автор представленных фотографий – Самуил Мартынович Дудин. В экспедиции 1909 года он впервые в своей работе опробовал технику стереофотосъёмки в качестве моментальной регистрационной фиксации в путешествии. Исследователи изучали памятники, расположенные в Карашаре и Турфане – районах, через которые проходил северный маршрут Великого шёлкового пути. Учёные обследовали развалины буддийского монастыря, названного С. Ф. Ольденбургом Шикшинским Мин-уем («тысяча домов») в районе древнего города-государства Карашар в Карашарском округе; занимались «расчисткой» небольшого храма в Яр-хото – второго по величине города некогда богатого Турфанского княжества, созданного тюркоязычным народом уйгурами в IX веке. К слову, в Яр-хото экспедиционная группа нашла много китайских и уйгурских рукописей, которые были сначала переданы в МАЭ, а в 1923 году - в Государственный Эрмитаж.

Ценные произведения буддийского искусства были собраны исследователями в пещерном монастыре Безеклик. Расписывая стены этого парадного комплекса, известного также как «пещеры тысячи Будд», художники использовали большое количество золота, что делало росписи особенно яркими. Заканчивая работу в Турфанском оазисе, экспедиция обследовала пещерный буддийский монастырь в местечке Туюк-Мазар.

Отдельный сюжет выставки - условия, в которых работала экспедиция. В фотографиях отражены особенности полевой жизни: работа и отдых, средства и способы передвижения, перевозимые экспедицией грузы, портреты участников экспедиции. Именно такого рода документы редко встречаются в ранних коллекциях, так как фотонегативы были дорогостоящим, хрупким и ограниченным в количестве материалом: их экономили для научной съемки. До Самуила Мартыновича Дудина фиксация быта экспедиций не рассматривалась как важный информационный документ.

Стереофотографии древних построек и комплексов были лишь эскизами для последующего создания индивидуальных детальных изображений памятников на широкоформатных негативах. Но как истинный художник Самуил Мартынович Дудин смог создать с помощью легкой и непритязательной стереофотокамеры поэтический рассказ о научной экспедиции. В его коллекции преобладают архитектурно-ландшафтные съёмки. И пустота многих пейзажей - возможность насладиться перспективой видов и мягким рельефом пустынных местностей. А этнографические снимки - это яркие моменты местной культуры, которые привлекли фотографа, - зарисовки бытовых особенностей региона, сделанные по пути движения экспедиции. Они довольно ярко отражают разнообразие местной жизни: горожане и кочевники, большие рынки и мелкие торговые лавочки, местные музыканты и ремесленники.

Часть экспозиции знакомит с историей стереофотоаппаротов, а современные технологии позволяют своими глазами убедиться, что два одинаковых снимка, совмещенных определённым образом, действительно создают объемный 3D эффект.

Выставка будет открыта для посетителей с 25 декабря 2020 года до середины марта 2021 года.

Календарь

Календарь