Размер шрифта
Цвет сайта
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КУПИТЬ БИЛЕТ ПОДДЕРЖАТЬ МУЗЕЙ

Курбан-байрам

9 июля отмечается Курбан-байрам (другие названия: ‘ид ал-адха,ал-‘ид ал-кабир, йаум ал-адха, ‘ид ал-курбан, ‘ид ан-нахр — араб.; буййук-байрам — татар., бакар ‘ид — Индия) — праздник жертвоприношения, который отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день мусульманского месяца Зу-л-хиджа в день завершения паломничества в Мекку (хаджж), когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Минав память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама). Это — один из главных праздников мусульман, продолжающийся в разных мусульманских странах от 3—4 дней до двух недель.

Согласно Корану (37: 101—107) Ибрахим сказал своему сыну, которого комментаторы обычно отождествляют с Исмаилом:«"Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь".Он сказал: "Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым". И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: "О Ибрахим!Ты оправдал видение". Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это — явное испытание. И искупили Мы его великою жертвой» (перевод И.Ю. Крачковского).

Считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенного животного, должен принести в этот день жертву (1 человек — одну овцу; верблюд или одна голова крупного рогатого скота — за 1—10 человек). Животное должно быть установленного возраста и без пороков. Человек, приносящий жертву, должен произнести особые молитвенные формулы, повернуться лицом к кибле, попросить у Аллаха принятия жертвы. Ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает прежде всего духовное обращение к Богу. Если жертва приносится по обету, то все мясо следует раздать неимущим. Обычно же треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается.

В ритуал праздника входит специальная праздничная молитва, которая по форме является архаичной в сравнении с обычной и пятничной молитвами, хотя и напоминает последнюю. В дни праздника принято проводить много времени у могил предков, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, дарить подарки.

Первое упоминание этого праздника в русской традиции находим у Афанасия Никитина («курбанть-багрямъ»). Курбан-байрам является праздничным днем в таких регионах России как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Крым, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня. В этот день российские военнослужащие-мусульмане, не находящиеся на боевом дежурстве, могут получить специальный выходной для посещения мечети.

Средства массовой информации разных стран свидетельствуют о том, что способ и место забоя жертвенных животных довольно часто вызывают негативное отношение у правозащитных организаций, ряда политиков, деятелей культуры и простых жителей-немусульман, полагающих, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Начиная с 2006 г. в крупнейших российских мегаполисах, был введён запрет на публичные жертвоприношения.

календарь
Туркестанский альбом: продавец сбитых белков в праздник Курбан-байрам. Оседлое население Западного Туркестана. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент, вторая половина XIX в.

новость
Туркестанский альбом: народное гуляние в праздник Курбан-байрам. Оседлое население Западного Туркестана. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент, вторая половина XIX в.

Подробнее см.: Резван Е.А. ‘Ид ал-Адха // Ислам. Энциклопедический словарь (Ред. Г. В. Милославский, Ю. А. Петросян, М. Б. Пиотровский, С. М. Прозоров). М., «Наука», 1991, с. 88—89.