Игби
Игби – праздник середины зимы, отмечаемый в дагестанском селе Шаитли Цутинского района. В Шаитли проживают дидойцы (самоназвание народацезы). Название праздника произошло от множественного числа слова «иг», обозначающего ритуальный хлеб в форме бублика, который женщины выпекают накануне.
Утром в день праздника на площадь в центр селения в сопровождении мальчиков 7 – 10 лет выходят несколько юношей в костюмах и масках волков (боци). Они обходят селение и из каждого дома берут по одному игу, нанизывая их на длинный шест.
Маска волка. Цезы. Дагестан, Цунтинский р-он, Шаитли сел.
Маска волка. Цезы. Дагестан, Цунтинский р-он, Шаитли сел. XX в.
Маска волка. Цезы. Дагестан, Цунтинский р-он, с. Гениятли
В это же время на площади собираются зрители и участники праздника в костюмах лесных людей, шайтана, полицейских, туристов и прочих. Один из центральных персонажей Игби – великан Квидили. Исполнитель этой роли несет его голову на 2-метровом шесте, а сам закрыт меховым балахоном.
Маска квидили. Цезы. Дагестан, Цунтинский р-он, Китури сел.
Окруженный на площади боци, Квидили желает всем собравшимся хорошего урожая в новом году. Завершающая фаза праздника наступает в полдень, когда все участники собираются на площади вокруг Квидили и затаскивают его на мост через речку, протекающую в центре селения. На мосту Квидили валят и имитируют его убиение. «Тело» Квидили боци уносят вглубь квартала. Через некоторое время все исполнители ролей возвращаются на площадь в повседневной одежде. Кто конкретно какую роль исполнял остается тайной. Они делят между собой собранные иги, выделяя лучший исполнителю роли Квидили.
Считается, что, начиная с праздника Игби, в природе происходит поворот к весне. Причем приход весны в известной мере связывают со смертью Квидили. Этот праздник открывает цикл праздников весенней обрядности. Когда-то этот праздник отмечался 5 февраля, а сейчас – в первое воскресенье февраля.
Электронная библиотека:
Карпов Ю.Ю.Персонажи шаитлинского праздника игби: атрибутыкостюмовиобщественные функции