Размер шрифта
Цвет сайта
Подразделы

27 декабря 2016 г.

Ю.Е. Березкин «Тенденции и границы. Результаты обработки базы данных фольклора и мифологии после трех лет грантовой поддержки»

Доклад – своего рода краткий отчет о работе над проектами РНФ и РФФИ в 2014-2016 г.

В основе работы – «Аналитический каталог фольклорно-мифологических мотивов». Сейчас в нем более 50 000 резюме текстов, относящихся к 930 традициям, прослежено мировое распространение более 2200 мотивов, т.е. образов, отражающих картину мира, и эпизодов повествований. Каталог обновляется каждый декабрь. Созданная на его основе база данных позволяет проводить статистическую обработку материала. Также доступны онлайн инструменты построения географических карт ареалов распространения мотивов и инструмент выявления сходных пространственных распределений мотивов

Для реконструкции хронологической последовательности появления представлений о мире и человеке исследовано ареальное распределение отдельных тематических групп космологических и этиологических мотивов, а именно, объясняющих 1) появление смерти и тяжелой жизни, 2) появление человека, особенностей его анатомии, социальной организации, отношений полов, 3) этиологию культурных и пищевых дикорастущих растений, 4) появление и особенности главных светил, атмосферных явлений, животного мира, растительности (вне связи со сферой жизнеобеспечения), 5) представления об объектах ночного неба – звездах, созвездиях и лунных пятнах, 6) обретение огня. Раздельная статистическая обработка этих категорий материала позволила выделить макрорегионы, в которых процессы культурогенеза протекали по-разному. 

Для основной части Старого Света систематизирована информация из примерно 20 000 текстов. Наиболее консервативными являются космологические и этиологические мотивы, распространение которых отражает миграции и культурные взаимосвязи как минимум эпохи бронзы и, весьма вероятно, более ранних периодов вплоть до финального палеолита. В пределах Кавказа, Средней Азии и Поволжья представлены те же наборы мотивов данной категории, что и характерные для основной части Европы. Приключенческие мотивы и трикстерские мотивы с персонажами-животными дают иное распределение. Кавказ, Поволжье и Средняя Азия становятся частью восточного комплекса, который наиболее выражен в Южной Сибири, Центральной Азии и Казахстане. Граница между двумя комплексами проходит через Восточную Европу. Арабские традиции Северной Африки примыкают к Европе. Западная экспансия центральноазиатского фольклора произошла 1,5-0,5 тыс. л.н., благодаря миграциям тюрков и монголов по Великой Степи. Деление на западную и восточную зоны в данном случае не коррелирует с конфессиональной принадлежностью традиций. Самый поздний период формирования региональных сфер обмена информацией отражен в распространении трикстерских мотивов с антропоморфными протагонистами. Северная Африка, бывшая до этого частью западной зоны, входит в восточную, а наборы мотивов у русских и у финно-угров Поволжья и чувашей (но не у татар и башкир) делаются типичными для более западных областей Европы. Такое деление близко совпадает с конфессиональной границей между христианством и исламом и отражает резкое усиление европейских связей России после 1500 и особенно 1700 г.