Исследовательская поездка в Катар по программе «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)»

В апреле – мае 2018 г. благодаря содействию катарского филиала Университетского Колледжа Лондона (UCL Qatar) заместитель директора МАЭ РАН Ефим Резван и научный секретарь Международного центра исламских исследований Анна Кудрявцева смогли совершить исследовательскую поездку в Катар, в ходе которой, в частности были проведены исследования по проекту «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)». В рамках своей научной программы Ефим Резван принял участие в трех научных конференциях (международной научной конференции «Управление научными данными в области цифровых гуманитарных наук» (Университетский колледж Лондона, 17–18 апреля 2018 г.); международной научной конференции «Традиционная архитектура стран Залива» (Национальная библиотека Катара, 23–25 апреля 2018 г.); VIII ежегодной конференции «Современные западные тенденции в коранических исследованиях. Проблема объективности и предвзятости: эпистемологическая перспектива» (Колледж шариата и исламских исследований, 2–3 мая 2018 г.), прочитал лекции студентам катарского филиала Университетского Колледжа Лондона и публичную лекцию «Судьбы двух “Коранов ‘Усмана” (к истории рукописи MIA Doha Ms 248)» в Музее исламского искусства. Были изучены местные коллекции ранних рукописей Корана, описан, датирован и локализован чайник российского производства из местного историко-этнографического собрания. 

Научные интересы Анны Кудрявцевой в Дохе были в первую очередь связаны с изучением коллекций Коранического ботанического сада и этнографических коллекций Музея шейха Фейсала б. Кассима Ал Тани.

В ходе изучения архитектурного и исторического наследия Катара была осуществлена поездка по маршруту: Башни Барзан – Дворец шейха Мухаммед б. Джассима Ал Тани – Ал-Зубара – Ал-Ариш – Ал-Хувайр – Ал-Джамайл. На северо-западе Катара удалось также посетить ал-Джассассийю, известную своими петроглифами (зафиксировано около 900 единиц), которые до сих пор вызывают самые различные толкования.

В рамках взаимодействия с Национальной библиотекой Катара, Университетским Колледжем Лондона и Кораническим ботаническим садом были разработаны концепции двух совместных выставочных проектов. 

По результатам поездки будет подготовлена научная работа, посвященная исследованиям русского зоолога проф. Н.В. Богоявленского (1870–1930), реализованным в ходе его посещения Залива в 1902 г., равно как и политическому значению этой научной поездки. С одной стороны тема работы связана с проектом «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», с другой – является продолжением историко-архивных исследований, результатом которых стала монография Резвана “Russian ships in the Gulf. 1899–1903” (London: Ithaca Press, 1994).

Обширная научная программа не была бы реализована без искреннего содействия и консультаций д-ра Милены Добревой, старшего преподавателя в области библиотечных и информационных исследований (UCL Qatar); д-ра Сэма Эванса, директора UCL Qatar; проф. Роберта Картера (UCL Qatar); д-ра Джулии Гонеллы, директора Музея исламского искусства; Фатимы Салех Ал-Хулаифи, руководителя Коранического ботанического сада; д-ра Джеймса Онли, директора Национальной библиотеки Катара по историческим исследованиям и научному взаимодействию; проф. Томаса Лейстена, директора Музеев Катара по археологии и сохранению объектов международного наследия; д-ра Елена Тркульджы, директора Музеев Катара по образованию; д-ра Махмуда Заки (Библиотека наследия, Национальная библиотека Катара), а также д-ра Серены Иерволино, Королевский колледж в Лондоне.


Национальная библиотека Катара (НБК) – одна из крупнейших библиотек в регионе и одна из наиболее современных в техническом отношении библиотек в мире. Она была предварительно открыта для публики в ноябре 2017 г. 16 апреля 2018 г. состоялась официальная церемония инаугурации НБК. В настоящее время коллекция библиотеки насчитывает более 800 тысяч печатных и более 500 тысяч электронных книг, журналов и газет. Фото газеты “Qatar Today”.


В залах Национальной библиотеки Катара. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


В Библиотеке наследия НБК. Коллекции Библиотеки наследия включают мусульманские рукописи (2400 единиц хранения, в том числе восходящие к первым векам ислама, ценнейшие рукописи по географии, медицине, астрономии и математике), архивные документы, книги (в том числе инкунабулы) и периодические издания на различных европейских языках, ранние арабские печатные материалы, карты, атласы, глобусы, собрание ранних фотографий, а также инструменты и приборы, связанные с путешествиями. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Доктор Махмуд Заки, хранитель Библиотеки наследия НБК, представляет проф. Резвану древнейшие рукописи Корана, хранящиеся здесь. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Музей исламского искусства занимает общую площадь 45000 м2 и представляет одну из самых полных в мире коллекций, связанных с культурой и искусством ислама. Экспонаты музея были созданы в VII–XIX вв. в Испа-нии, Египте, Иране, Ираке, Турции, Индии и Центральной Азии. Музей был официально открыт 22 ноября 2008 года. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


В Музее исламского искусства. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Боевая маска в Музее исламского искусства (Восточная Турция или Западный Иран, XV в.) (ср. маску Гая Фокса!). Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Доспех для лошади и всадника в Музее исламского искусства (Турция, конец XV – нача-ло XVI в.). Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Проф. Резван выступает с публичной лекцией в Музее исламского искусства. Фото из Твиттер-аккаунта  Университетского колледжа Лондона (UCL Qatar), 2018


Анна Кудрявцева у входа в Ботанический питомник Фонда Катара. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


В Ботаническом питомнике Фонда Катара. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Музей шейха Фейсала б. Кассима Ал Тани – частный музей и настоящая кунсткамера, был открыт в 1998 году. Три здания площадью 530 000 м2 включают 15 залов, в которых в общей сложности хранится более 15000 экспонатов. Все экспонаты музея были собраны шейхом Фейсалом в течение 50 лет. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Символические ворота в музее шейха Фейсала, которые представляют родовые знаки племенных подразделений, составляющих ныне автохтонное население Катара. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Тавро одного из катарских племенных подразделений на манекене верблюда в музее шейха Фейсала. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Реконструкция традиционной тюремной камеры в музее шейха Фейсала. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Ковер русской работы, представляющий государственный кредитный билет 500 рублей 1912 г., который является самой большой по размеру банкнотой в истории России. Ее размер составляет 275 мм в ширину и 125 мм в высоту. Банкнота имеет оформление в стиле начала XVIII века с портретным изображением Петра Первого. По этой причине в народе ее называли «петенькой» и другими однокоренными словами. Музей шейха Фейсала. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Традиционная одежда жительниц Катара в музее шейха Фейсала. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018.


В музее шейха Фейсала представлены практически все типы традиционных для Катара морских судов. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Манекен верблюда с остовом кузова (хаудадж) для перевозки женщин в музее шейха Фейсала. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Одна из автомашин из обширной коллекции шейха Фейсала, представленной в музее. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Форт Аз-Зубара (1938 г.) и памятный знак, отражающий уникальный статус территории. Археологический участок Аз-Зубара был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2013 году. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Вид со стены форта Аз-Зубара. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Археологический участок Аз-Зубара. Обнесенный стеной прибрежный город Аз-Зубара процветал в конце XVIII – начале XIX вв. как центр торговли и добычи жемчуга. Он был разрушен в 1811 г. и оставлен жителями в начале 1900-х гг. Это один из крупнейших и наиболее сохранившихся образцов торгового города XVIII в. в регионе Залива. В этой связи Аз-Зубара представляет собой уникальный объект исследований, посвященных реконструкции традиционного города Залива этого периода. В настоящее время раскопана только небольшая часть города. Работы велись в три этапа: в начале 1980-х годов, в период с 2002 по 2003 гг. и с 2009 г. Реставрационные работы, проведенные в 1980-х гг., включали частичную реконструкцию стен. Фотография из экспозиции форта Аз-Зубара.


Археологический участок Аз-Зубара. Палатка археологов. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Петроглифы в Джабал ал-Джассасийа (более 900 изображений: купулы, которые почти всегда являются частью геометрических узоров, изображения человека, животных и кораб-лей) расположены примерно в 60 км к северо-востоку от Дохи. Существует несколько гипо-тез происхождения комплекса петроглифов на этой территории, высказываются самые разные взгляды на возможную датировку, например X–XII или XV–XVI вв. н.э. (т. е. время присутствия португальцев в Заливе). Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Изготовление копий петроглифов в Джабал ал-Джассассийа для будущей экспозиции Национального музея Катара (открытие запланировано на весну 2019 г.). Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Одна из башен Барзан – сторожевых башен (высотой 16 метров), построенных в конце XIX века, отреставрированных в 1910 г. и восстановленных в 2003 г. Они расположены на южной стороне оборонительной системы, защищающей долину, где собираются драгоцен-ные дождевые воды, и предоставляют возможность наблюдения за судами, приближающи-мися к побережью. Башни построены традиционными методами главным образом из корал-лового рифового известняка. Башни и их окрестности были в 1958 году исследованы датской археологической миссией. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Вторая башня Барзан. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Помещение наверху одной из башен Барзан. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


В дворцовом комплексе, принадлежавшем шейху Мухаммаду б. Джассиму Ал Тани (1881–1971). Целью обширных реставрационных работ, проходящих здесь в настоящее вре-мя, является восстановление комплекса зданий, представляющих традиционную архитектуру Катара. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Одно из зданий в дворцовом комплексе, принадлежавшем Шейху Мухаммаду б. Джасси-му Ал Тани. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


В ал-Джемайле, рыбацком поселении, оставленном жителями в конце 1960-х годов. В ходе съемок документального фильма, проводившихся здесь не так давно, были осуществлены строительные работы, серьезным образом нарушившие архитектурную аутентичность поселения. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Мечеть в оставленном жителями поселении ал-Джемайл. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Продажа птиц на Cук Вакиф, традиционном базаре в Дохе, основанном около ста лет назад. Вскоре для окрестных бедуинов и местных жителей он стал популярным местом торговли. В 2003 году большая часть рынка была разрушена в результате пожара. Государ-ственная программа восстановления (2006–2008 гг.) была направлена на сохранение архитектурной и исторической идентичности места. Сегодня Cук Вакиф – одно из излюбленных мест как среди местных жителей, так и экспатов. Очень популярен Птичий рынок – редкое место, где можно купить сокола и необходимые аксессуары для соколиной охоты. Ежегодный весенний фестиваль, который проводится здесь в апреле, приглашает театральных арти-стов, акробатов, борцов, музыкантов… Cук Вакиф неоднократно использовался в качестве места для киносъемок. Его Центр искусств известен множеством небольших галерей и худо-жественных магазинов. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Итальянский натуральный шелк с узорами, отражающими местную специфику на базаре Сук Вакиф. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Популярные детские куклы на базаре Сук Вакиф. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Шика и Шико, маленькие ориксы приветствуют наступление священного месяца Рамадан. Шератон Гранд Отель, Доха. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Куклы-неваляшки из сувенирного магазина Арабского музея современного искусства «Матхаф» в Дохе. Музей был создан в 2010 году и представляет одну из крупнейших в мире коллекций арабской живописи и скульптуры. В музее площадью 5500 м2 располагается коллекция из более чем 9000 произведений, представляющих основные тенденции современного арабского искусства с 1840-х годов до наших дней. Музеем опубликована онлайн-энциклопедия, в которой представлены биографии арабских художников. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Рассыпающаяся и глядящая в землю вавилонская башня из игральных карт – один из экспонатов Арабского музея современного искусства «Матхаф» в Дохе. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Одна из скульптур, украшающих вход в Арабский музей современного искусства «Матхаф» в Дохе. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


В порту Дохи. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Традиционные корабли на фоне небоскребов района Вест Бэй. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Бесплатная зарядка гаджетов на набережной в Дохе. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018


Птичьи башни в культурном комплексе «Катара», крупнейшем и самом многостороннем культурном проекте Катара. Начиная с 150 г. н. э. («Руководство по географии» Клавдия Птолемея), «Катара» было первым и самым древним названием, которое использовалось для обозначения полуострова на географических и исторических картах. Культурный комплекс «Катара» был открыт в октябре 2010 года в рамках кинофестиваля, который проводится здесь с тех пор. Обладая несколькими театрами и концертными залами, выставочными галереями, используя самые передовые технологии, «Катара» стремится стать важнейшим центром арабского мира в области культуры. Здесь регулярно проводятся международные, региональные и местные фестивали, семинары и выставки. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Римский облик Катары. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Памятник батуле – традиционной лицевой маске бедуинок стран Персидского залива. В большинстве случаев маска изготовляется из индийской хлопковой ткани керйа нил, окрашенной натуральным индиго, которая при помощи механического лощения приобретает металлический блеск. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Небоскребы финансового и дипломатического района Вест Бэй. Фото Анны Кудрявцевой, Катар, 2018


Стандартный забор, огораживающий строительные площадки в «Городе просвещения» – районе Дохи, где расположены крупнейшие университеты и научные центры. Фото Ефима Резвана, Катар, 2018