English Home Search E-mail Map

Укрощение демона

31.05.2017

На днях главного хранителя входа в Кунсткамеру отправили на реставрацию.

Демон ракшас поступил в музей из Русского географического общества в 1905 г.

Это деревянная фигура в полный рост. Лицо зверообразное, с белыми клыками и зубами, черными торчащими волосами на лице и щеках, широкий нос. Глаза - с большими зрачками, навыкате, уши закругленные, широкие, звериные. Лицо, руки и ноги окрашены темной краской в цвет кожи. На руках и ногах - длинные когти. Ноги босы, стоят на двух отдельных деревянных платформах-подставках. В правой руке - деревянный меч - длинная вытянутая палка с гардой. В левой руке зажата человеческая голова.

Ракшас был поставлен у лестницы при входе в музей, по легенде он – хранитель входа.

За более чем 100-летний срок пребывания на посту у фигуры произошли изменения физической сохранности: появились трещины на деревянных руках и ногах, шатаются зубы и клыки, обветшала одежда. 29 мая ракшаса демонтировали и отправили для проведения полного исследования состояния фигуры. В данный момент трудно сказать, сколько времени это займет и когда демон вернется на свое привычное место.

Временно хранителем входа в Кунсткамеру будет  бог охоты. Ракшас встречал посетителей с правой стороны от  лестницы. Слева всех по-прежнему встречает облаченный в шкуру тигра вьетнамский бог охоты со слоновьими бивнями и рогами буйвола. Это подарок, полученный Цесаревичем Николаем Александровичем в Сайгоне (тогда – колонии Франции), во время его пребывания там в марте 1891 г. В наш музей бог охоты был передан в 1896 г. 

       
         
   

Статуя демона ракшаса, Шри-Ланка, XIX в.

Высота – 308 см; ширина (в области талии) – 106 см

Кунсткамера, Санк-Петербург

Автор фото: Станислав Шапиро

 

Википедия:

Ракшасы — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме.

Согласно «Рамаяне», Ракшасы были сотворены Брахмой для охраны воды или произошли из ног Брахмы. В этом же эпосе дается описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Хануману, когда тот попал в город Ланку в образе кошки. В других источниках утверждается, что ракшасы были потомками Пуластьи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.

Обычно изображаются в виде полутораметровых косматых чудищ с желтоватой кожей, гранитными зубами. В «Атхарва-веде» ракшасы изображаются как правило в человеческом образе, хотя иногда и чудовищами; цвет их чёрный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко называются ракшасы), иногда синий, жёлтый или зелёный.

В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всего, что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир. Главная их власть и сила наступает ночью, и прогнать их может только восходящее солнце.