English Home Search E-mail Map

Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII в. (Музей М.В. Ломоносова)

 

Контактная информация

Санкт-Петербург, Университетская наб. д.3.

Тел. (812) 328 10 11

 

Сотрудники отдела

Хартанович Маргарита Фёдоровна, доктор исторических наук,  заведующая отделом (история российской науки и культуры: история государственных и общественных учреждений, деятельность отечественных ученых)

Березницкий Сергей Васильевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник (история отечественной науки, этнография, культура традиционных и современных социумов)

Доманская Ольга Анатольевна, старший хранитель (область научных интересов: история формирование музейных коллекций)

Кравченко Татьяна Михайловна, лаборант

Лупанова Евгения Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (научные приборы и инструменты XVIII – начала XIX вв.) 

Петрова Ольга Юрьевна, старший хранитель (история Кунсткамеры XVIII века) 

 

История отдела

После основания Академии наук в 1724 году Кунсткамера вошла в ее состав и заняла в нем одно из центральных мест, сыграв огромную роль в становлении русской науки. В ее стенах, где размещались не только музейные коллекции, но и Библиотека, Анатомический театр, Физический кабинет, Астрономическая обсерватория, плодотворно работали первые академики. В их числе был и М.В. Ломоносов. Жизнь ученого с начальных шагов в Академии наук была неразрывно связана с Кунсткамерой.

Музей М.В. Ломоносова был создан по решению Президиума Академии наук СССР в 1947 году как структурное подразделение Института этнографии АН СССР. В 1953 году он был выведен из состава ИЭ АН СССР и передан вновь созданному Институту истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. В 1993 в качестве научного отдела с сохранением научной тематики и со своим коллекционным фондом, фототекой, архивом, библиотекой он был возвращен в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Свое нынешнее название отдел получил в 2009 году. 

Музей М.В. Ломоносова был открыт 5 января 1949 года в верхних этажах башни здания Кунсткамеры, в котором первый русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов работал с 1741 по 1765 год и которое к этому времени осталось единственным сохранившимся из зданий академического комплекса XVIII века.

Первым академическим заданием для только что зачисленного в штат академии М.В. Ломоносова стало составление «Каталога камней и окаменелостей» Кунсткамеры, изданного на латинском языке в 1745 году. Он продолжил начатое академиком И. Гмелиным изучение и описание музейной коллекции минералов Кунсткамеры. Вслед за этим Ломоносов приступил к работе в Физическом кабинете под руководством академика Г. Крафта, где провел немало времени в камере-обскуре, ставя эксперименты по дифракции света. Приборами Физического кабинета М.В. Ломоносов пользовался на протяжении всей жизни, некоторые из них он брал домой для проведения различных опытов. Много часов провел Ломоносов за чтением книг в библиотеке, немало потрудился в Обсерватории, делая там свои первые шаги в области метеорологии, картографии, географии, астрономии.

После пожара 1747 года обсерватория практически перестала функционировать, а деятельность всех кабинетов Кунсткамеры и библиотеки приостановилась на длительное время. В этих условиях академики, включая и Ломоносова, были вынуждены работать в основном в домашних кабинетах и обсерваториях.

Здание Кунсткамеры было восстановлено архитектором С.И. Чевакинским в 1751-1757 годах с рядом изменений, которые отразились на его архитектурном облике. Больше всего бросалось в глаза отсутствие верхней части башни, что придавало постройке черты незавершенности. Лишь в 1947-1948 годах Кунсткамере возвратили облик, близкий первоначальному, воссоздав верхнюю часть башни с армиллярной сферой. Автором проекта реконструкции был архитектор Р.И. Каплан-Ингель, один из инициаторов создания Музея М.В. Ломоносова и его первый директор.

Т.В. Станюкович, специалист по русской культуре XVIII века, при участии Р.И. Каплана-Ингеля, сумела за короткий срок при отсутствии специального музейного оборудования и в условиях срочного формирования коллекционного фонда Музея М.В. Ломоносова создать экспозицию и заложить основы научной тематики будущего Музея, который создавался как центр изучения жизни и деятельности М. В. Ломоносова в контексте русской науки и культуры XVIII века. При поддержке Президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова материалы по тематике музея передавались из различных академических учреждений, крупных музейных хранилищ страны, приобретались в антикварных магазинах и у частных лиц. Фонды музея пополнялись и за счет даров. Так как подлинных вещей, принадлежавших М.В. Ломоносову, сохранилось очень мало, было решено пойти путем воссоздания типичных интерьеров эпохи.

В период создания Музея в нем работали лишь три сотрудника: архитектор Р.И. Каплан-Ингель, который занимался восстановлением башни, историк Т.В. Станюкович, создававшая экспозицию, и В.Л. Ченакал, специалист по оптике и приборостроению, позже ставший директором музея.

Когда Музей М.В. Ломоносова был передан Институту естествознания и техники, Т.В. Станюкович осталась в ИЭ АН СССР. На ее место пришла специалист по русской культуре XVIII века Н.В. Соколова. Позже в Музее стали работать также Р.Б. Городинская, И.А. Бренева и Т.М. Моисеева.

С 1993 по 2002 год Отделом «Музей М.В. Ломоносова» МАЭ РАН заведовал Э.П. Карпеев. С 2002 по 2010 - Т.М. Моисеева (и.о. зав.отдела). С июня 2010 отдел возглавила М.Ф. Хартанович.

Основная тематика научных исследований

Основная тематика  научных исследований отдела связана с изучением истории Кунсткамеры и жизни и творчества М.В. Ломоносова.

Тема НИР:  "Академический музей в XVIII-XXI вв.: история концепций и коллекций (К 300-летию Кунсткамеры)" (0183-2014-0007). Руководитель: директор, д.и.н. Чистов Ю.К. УДК 39+069+091. N госрегистрации 01201354708. Инв. №  0183-2014-0007. Направление разработки темы: Кунсткамера: императорский петербургский музей в составе Академии наук. XVIII век. Руководитель направления: зав. отделом, д.и.н. М. Ф. Хартанович.

 

Основные научные работы:

  • Березницкий С.В. Проект по возобновлению Второй Камчатской экспедиции (1753-1765 гг.) // Вестник ДВО РАН. Владивосток. 2013. № 1. С. 48-55.
  • Березницкий С.В. Духовный мир негидальцев // История и культура негидальцев: историко-этнографические очерки / отв. ред. А.Ф. Старцев. Владивосток: Дальнаука. 2014. С. 152-182. 2, 38 п.л.
  • Березницкий С.В. Методика полевой этнографии: учебное. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2014. 213 с.
  • Березницкий С.В. Армиллярные сферы – уникальные музейные экспонаты Музея антропологи и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // Вопросы музеологии. № 1 (11). 2015. С. 124-133.
  • Березницкий С.В. Нерчинская экспедиция. СПб.: МАЭ РАН. 2014. 296 с. 18 п.л. (KunstkameraPetropolitana).
  • Бренева И.В., Моисеева Т.М. Музей Ломоносова. Путеводитель. СПб., 1995. 62 с.
  • Бренева И.В., Моисеева Т.М. Воссоздание «Кабинета ученого XVIII века» в музее М.В. Ломоносова // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1996. № 10. С. 209-214.
  • Бренева И.В. История инструментальной палаты Петербургской Академии наук. СПб.: Наука, 1999.
  • Карпеев Э.П. Большой Готторпский глобус. СПб.: МАЭ РАН, 2003. 91 с. (на русс. и немец. языках).
  • Копанева Н.П. Живые краски Мериан // Наука из первых рук. 2010. 1 (31). С. 96─109.
  • Копанева Н.П. «Северная и Восточная Тартария» в России // Николаас Витсен. Северная и Восточная Тартария. Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден. Амстердам, 2010. Т. 3. С. 139─175. (Совм. с А.Н. Копаневой).
  • Копанева Н.П. О реконструкции первых отечественных коллекций Кунсткамеры: на примере собрания Д.Г. Мессершмидта // Петровское время в лицах. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2011. С. 226-233.
  • Копанева Н.П. Формирование фондов Кунсткамеры и Вторая Камчатская экспедиция: к документальной реконструкции коллекций // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ в 2010 г. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 73-78.
  • Копанева Н. П. Ломоносов и первая отсылка Вольтеру рукописей по русской истории // М. В. Ломоносов и словесность его времени. Перевод и подражание в русской литературе XVIII века / Отв. ред. А. А. Костин, А. О. Дёмин. М.;СПб: Альянс-Архео, 2013. (Чтения отдела русской литературы XVIIIвека. Вып. 7). Совм. с Н.А. Копаневым
  • Копанева Н.П.Мозаичный портрет Петра I: кто автор? // Наука из первых рук. 2013. № 5/6 (55/54). С. 54-65.
  • Копанева Н.П. К биографии А.И. Андреева  // Археографический ежегодник за 2009-2010 годы. М.: Наука, 2013. С. 314-324.
  • Копанева Н.П. О первом печатном каталоге Кунсткамеры (к 300-летию первого публичного музея) // Альманах библиофила. М., 2014. Вып. XXXVII.
  • Копанева Н.П. Степан Петрович Крашенинников: 25 773 версты по Сибири и Камчатке // Наука из первых рук. 2012. № 2. С.72-97.
  • Летопись Кунсткамеры. 1714-1836 / Рос.акад.наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Авт.-сост.: М.Ф. Хартанович, М.В. Хартанович; отв. ред.: Н.П. Копанева, Ю.К. Чистов]. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2014. - 740 с.
  • Ломоносов: Сб. статей. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1951. Т. 3. 1960. Т. 4. 1961. Т. 5. 1991. Т. 9.
  • Ломоносов и Академия наук. К 300-летию М.В.Ломоносова (1711-1765) / Науч. ред. В.Ю. Афиани. Сост. Копанева Н.П., Литвина Н.В. Авторы статей В.Ю. Афиани, И.Н. Ильина, Н.П. Копанева, М.Ф. Хартанович. М.: Архив РАН, 2011. 168 с.
  • Ломоносовские чтения в Кунсткамере: К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова / под ред. д.и.н. М.Ф.Хартанович, д.и.н. Ю.К.Чистова.  СПб., 2011. Вып. 1. 207 с.
  • Ломоносовские чтения в Кунсткамере / отв. ред. Н. П. Копанева, М.Ф. Хартанович. СПб., 2016 г.
  • Лупанова Е.М. Приборы конструкции М.В. Ломоносова. О вкладе великого русского учёного в развитие отечественного приборостроения // Московский журнал. 2011. №11. С.40-48.
  • Лупанова Е.М. Медали с портретами Ломоносова // Мир музея. 2012. № 4. С.4-11.
  • Лупанова Е.М. Иоганн Бакмейстер // Вопросы истории. 2014. № 6. С.18-37/
  • Лупанова Е.М. Телескоп и пассажный инструмент Йозефа Фраунгофера // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. XVIII-ХХ вв. СПб., 2014. Вып.8. С.126-131.
  • Лупанова Е.М. Модели и научные инструменты в Кунсткамере XVIII века // Русский архив. 2016. №3. С.208-231.
  • М.В. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Ред.сост. и автор Э.П. Карпеев. СПб.: Наука, 1999. 258 с. (Дополнительный тираж в 2001).
  • Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня рождения: по материалам Музея М.В. Ломоносова / Авт.-сост. М.Ф. Хартанович, Н.П. Копанева, отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: Петроний, 2011. 96 с.
  • Моисеева Т.М. Армиллярная сфера из собрания Музея М.В. Ломоносова как объект международного изучения // История техники и музейное дело: сборник трудов. Вып. 4-1. М., 2007. С. 211-216.
  • Моисеева Т.М. Научные инструменты Петербургской Кунсткамеры: от «курьезных экспериментов» до экспериментальных наук // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2008. № 1. С. 65-80.
  • Научное сообщество Санкт-Петербурга. XVIII – начало XXI века / Энциклопедический справочник / Отв. ред. М.Ф. Хартанович.  СПб.:Наука, 2013.Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова / Сост. В.Л. Ченакал, Г.А. Андреева, Г.Е. Павлова, Н.В. Соколова. М.; Л.: Издво АН СССР, 1961.
  • Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
  • Хартанович М.Ф. Награды графа Уварова в Императорской Академии наук // Академия наук в истории культуры XVIII-XIX вв. СПб., Наука. 2010. С. 312-334.
  • Хартанович М.Ф. Императорская Академия наук и научные общества вXIX в. // Академия наук в истории культуры XVIII-XIX вв. СПб., Наука. 2010. С. 529-559.
  • Хартанович М.Ф. Императорская Археографическая комиссия и сеть археографических учреждений в России XIX в. // Академия наук в истории культуры XVIII-XIX вв. СПб., Наука. 2010. С. 268-311.
  • Хартанович М.Ф. Один опыт выше тысячи мнений. Первая химическая лаборатория Академии наук // Наука из первых рук. 2011. № 5. С. 88-97.
  • Хартанович М.Ф. Химическая лаборатория М. В. Ломоносова // Искусство и наука в современном мире: посвящается 300-летию М.В. Ломоносова. / Сб. материалов Второй международной научной конференция "Искусство и наука в современном мире": посвящается 300-летию М.В. Ломоносова. 1-4 ноября 2011 г. СПб., 2012. С. 44-46.
  • Хартанович М. Ф. Комиссия, учрежденная для применения электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Б. С. Якоби Императорской Академии наук // «Комиссии Академии наук в XVIII – XX веках». СПб.: Нестор-история, 2013. С. 161-170.
  • Хартанович М. Ф. Археографическая комиссия в начале XX века // «Комиссии Академии наук в XVIII – XX веках». СПб.: Нестор-история, 2013. С. 309 -323
  • Хартанович М.Ф. Румянцева Галина Алексеевна и ее картины, посвященные М. В. Ломоносову (из собрания Музея М. В. Ломоносова МАЭ РАН) // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры). СПб., 2014. С. 341-346. (Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. LIX).
  • Хартанович М.Ф. Кунсткамера – первый музей России // Русская история. 2014. № 1. С. 37-41.
  • Хартанович М.Ф. Музеи Академии наук XIX в.: от Кунсткамеры к узкоспециальным научным центрам // Вопросы музеологии. № 2(12). 2015. С. 38–45.
  •  Хартанович М.Ф. Реформы Императорской Академии наук: подготовка Устава 1803 г. // Академия наук в контексте историко-научных исследований в XVIII первой половине XX в. Исторические очерки / отв. ред. Ю. М. Батурин. СПб., 2016. С. 511–564.
  • Хартанович М.Ф. Реформы в Академии наук: Устав 1836 г. // Академия наук в контексте историко-научных исследований в XVIII первой половине XX в. Исторические очерки. Отв. ред. Ю. М. Батурин. СПб., 2016. С. 565–594.
  • Хартанович М.Ф. Реформы Российской Академии наук в XVIII - первой половине XIX в. : уроки организации отечественной науки // Императорская академия наук и художеств, Академия наук СССР. Российская академия наук – триединая академия: К 290-летию основания РАН. М., 2016. С. 211– 256.
  • Ченакал В. Л. Очерки по истории русской астрономии. М.; Л.: Наука, 1951.
  • Ченакал В.Л. Русские приборостроители первой половины XVIII в. Л.: Просвещение, 1953.
  • Ченакал В.Л. Зажигательные стекла и зеркала Чирнгауза в России // Труды ИИЕТ. М.: 1960. Т. 34.
  • Moisejeva T. und Smirnova O. A. Die Ursprünge des russischen Porzellans // Keramos. Heft 202. Düsseldorf, 2008. S. 57-64.
  • Moisseeva T. Scientifica of the Petersburg Kunstkamera as the Instruments for the Introduction of the New European Knowledge in Russia // European Collections of Scientific Instruments, 1550- 1750 / Scientific Instruments and Collections: Studies Published under Auspices of the Scientific Instrument Commission. Vol. I. Gen. ed. Giorgio Strano. Leiden-Boston, 2009. P. 161-169.
  • Kopaneva N.P. Die Rekonstruktion der Sammlungen der Kunstkamera in Sankt Petersburg am Beispiel der archäologischen Sammlungen von Daniel Gottlieb Messerschmidt // Die Erforschung Sibiriens im 18. Jahrhundert. Beiträge der Deutsch-Russischen Begegnungen in den Franckeschen Stiftungen. Halle (Saale): Verlag der Franckeschen Stiftungen, 2011. 
  • Khartanovich M.Silvestre de Sacy et l’Academie imperiale des Sciences // ORIENTS Bulletin de l’association des anciens eleves et amis des langues orientales. Institut national des langues et civilizations orientales. Fevrier 2012. P. 77-82.
  • Kopaneva N.P. The Manuscript Catalogues of Kunstkamera about Chinese Collections of the Second Half of the 18th Century // Manuscripta Orientalia. 2012. XVIII/1. P.59-63.
  • Kopaneva N. Les relations des jesuites frances dans le livre de Nicolas Witsen «Noord en Oost Tartarye (1692 : 1705) // L’Invention de la Siberie par les voyageurs et ecrivans francais (XVIII-XIX siecles). Dir. de S. Moussa et A. Stroev. Paris : Institut d’Etudes slaves, 2014.

Отдел участвовал в подготовке электронной коллекции "М.В. Ломоносов и его время" на сайте Российской академии наук.

Портрет М.В. Ломоносова. Копия кисти Л.П. Миропольского по портрету работы Г.-К. фон Преннера. 1787. Санкт-Петербург.
 
Р.И. Каплан-Ингель - первый директор Музея М.В. Ломоносова (1946-1949), у макета здания Кунсткамеры. Вторая половина 1940-х гг. Ленинград.
 
 
В.Л. Ченакал, директор музея М.В. Ломоносова (1949-1977)
 
 Т.В. Станюкович, научный сотрудник Музея М.В. Ломоносова. 1960. Ленинград.
 
Е. Якобсон. Механическая вычислительная машина. Не позднее 1770 г. Несвиж, Минское воеводство.
 
Мухаммад ибн Ахмад Ал-Мусы. Квадрант. 1354-1356.
 
Э.В. Чирнгаузен. Основная линза зажигательного инструмента. 1699. Саксония.
 
М.В. Ломоносов. Мозаичный портрет Петра I. 1755-1757. Санкт-Петербургская губ., Копорский уезд, Усть-Рудица.
 
Г. Арсениус. Астролябия планисфера. 1568. Фландрия.
 
Труба зрительная, выполненная по проекту М. В. Ломоносова. XVIII в. Санкт-Петербург.
 
Большой академический (Готторпский) глобус. Восстановленный в мастерских Петербургской Академии наук после пожара 1747 г. Готторпский глобус (Герцогство Шлезвиг-Гольштейн, Германия. Середина XVII в.) 
 
Дверца Готторпского глобуса. 1654-1664. Шлезвиг.
 
Фрагмент экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». 
 
"Кабинет ученого-энциклопедиста" - фрагмент экспозиции "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII в."
 
Фрагмент экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». 
 
Фрагмент экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». 
 
Фрагмент экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». 
 
М.П. Паволов. Зерцало с указами Петра I: об охранении прав гражданских; о поступках в судебных местах; о государственных уставах и их важности. 1762. Санкт-Петербург.