Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /web/umi/templates/events-calendar/classes/modules/news/calendar.php:1) in /web/umi/classes/modules/stat/classes/statistic.php on line 157
Ынкутаташ
Календарь кунсткамеры
Ынкутаташ
11
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2
3 4 5 6
7 8 9 10
11
12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Ынкутаташ

11 сентября отмечается эфиопский новый год – Ынкутаташ.

В Эфиопии свое летоисчисление. Год состоит из 13 месяцев: 12 по 30 дней, а 13-ый – пять (шесть - в високосный год) дней. Месяцы имеют свои названия, и их временные рамки не совпадают с привычными нам. Это связано с тем, что Новый год (дословно амх. Аддис Амэт) наступает не 1 января, а 11 либо 12 (если следующий високосный год) сентября по нашему летоисчислению. В Эфиопии это 1 число месяца мэскэрэм – первый день Нового календарного года.  Месяц мэскэрэм почти совпадает с нашим сентябрем, однако в эфиопской культуре он сохранил свое значение – начало нового периода в жизни каждого, окончание сельскохозяйственных работ. Лето в Эфиопии дождливое и сырое, а сентябрь приносит долгожданное тепло. Весь месяц мэскэрэм - это череда праздников, время приготовлений и время встреч.

Новый год в Эфиопии наполнен разными смыслами. Это и аграрный цикл, и погодные условия, и народные мифологические интерпретации, и официальная церковная позиция. «Нагромождение» смыслов праздника также объясняется тем, что Эфиопия – мультикультурная страна. Каждый народ интерпретирует и отмечает Новый год по-своему.

Лубочная картина № 4055-14 является поздравлением императору Менелику II (1889-1913) с Новым годом (картина написана в период 1910-1912 гг):

Календарь                                                      

Одно из бытующих в народе представлений связывает Новый год с завершением Великого Потопа. Новый год был впервые отпразднован, когда голубь принес оливковую ветвь Ною – символ ослабления потопа. На данной картине голубь несет цветы Менелику, который представлен в виде большего льва. Надпись на смеси живого амхарского языка и мертвого церковного языка геэз сообщает: «Подобие Голубя. И Святого Духа, когда он (голубь) является, неся цветок благовестия».

В честь такого события Ной преподнес Господу благоухающие цветы. Вспоминая это преподношение, люди ежегодно празднуют Ынкутаташ после сезона дождей. Ынкутаташ – это второе народное название праздника Нового года, это еще и название желтого цветка Delphinium dasycaulon, который повсеместно цветет как раз в это время. Букеты цветов дарятся в этот день друг другу. Праздник отмечается повсеместным весельем, застольями и танцами. Новый год маркирует не только окончание сезона дождей, но и наполнен символическим значением плодородия. Начинается время свадебных торжеств. На картине представлена женщина, несущая плетёную корзину с цветами. Фигура окружена сиянием. Надпись на языке геэз слева от неё сообщает:

«Се есть страна наша Эфиопия и мать Менелика; она питает всех дарами радости и несет трапезу радости».

О том, что эта картина – своего рода открытка к Новому году свидетельствует одна из надписей внутри круга. Она содержит поздравление Менелику: «Я, Ваш слуга, говорю: “Ынкутаташ даст Вам пройти год за годом, время за временем”».

Существует и не менее легендарная интерпретация праздника. Согласно династийному трактату эфиопских царей – книге Кыбрэ Нэгэст – царь Соломон сделал дорогой подарок царице Савской со словами «Ынкву лэтатыш» - дословно с языка геэз, на котором написана книга, - «драгоценный камень для твоего пальца».  Царица родила от Соломона сына – Менелика I, первого легендарного царя Эфиопии.

Календарь
Эта открытка была приобретена сотрудником отдела этнографии Африки Валерией Семеновой в Эфиопии.

Свое видение Нового года дает и официальная эфиопская Церковь. В этот день заново начинается литургический год. Это день поминовения св. Иоанна Крестителя (в русской православной традиции 29 августа, сейчас – это 11 сентября, – праздник Усекновения головы Иоанна Предтечи). Эфиопский Новый год тесно связан с праздником Воздвижения Креста – Мэксэлем, который отмечается 17 мэскэрэма и разделяет множество символов и ритуалов Нового года, в частности, традицию костров – дэмэра. В канун Нового года разводят небольшие костры у своих домов, а дети бегают вокруг с факелами. Эти факелы означают свет, победивший тьму. Это символ чистоты. Другой традицией ритуального очищения является омовение. Люди рано встают и идут к ближайшей реке мыться. Не сложно увидеть аналогию с Иоанном Крестителем. Этот обычай готовит людей к Новому году, то есть Новому шансу, данному Господом.


На золотом руднике Метти: праздник Воздвижения креста. Оромо, русские. Эфиопия (Абиссиния), провинция Уоллега. 1904 г.Такие же дэмэра, только поменьше, ставят во дворах и на улицах в Новый год.

Новый год по сути маркирует начало череды праздничных дней. Воздвижение Креста выпадает на 17 мэскэрэма – это 27 сентября. Однако праздничные действа начинаются с 10-го мэскэрэма, когда, как считается, фрагмент Креста попал как реликвия на территорию Эфиопии.

Эфиопия многонациональная страна, на территории которой проживают около 80-ти народностей. Не все народы Эфиопии знают этот праздник. Далеко на юг, к границе с Кенией, этот праздник пришел только с установлением официального эфиопского календаря. Хронологически Новый год, как и Мэскэль – Воздвижение Креста, выпадает на конец сезона дождей и в локальных культурах, например, в Гамо, часто понимается, как окончание сезона дождей и сельскохозяйственных работ, обозначая тем самым начало нового годового цикла, хотя, конечно, официально это нигде не закреплено.

Календарь
Хумбо: жители Гамо. Эфиопия (Абиссиния). 1899

Много говорилось о христианском содержании эфиопского Нового года. Календарь эфиопской церкви послужил основой официального гражданского календаря страны. Интересно, что эфиопский Новый год совпадает с древнеегипетским Новым годом, который связан с разливом Нила, и с коптским нейрузом. Хронологические «корни» современного светского праздника надо искать там. Календарь эфиопской Церкви действительно следует коптскому, в основе которого лежит египетский солнечный год. Коптский календарь начинает год с 29 августа, сейчас – это 11 сентября. Если следующий год високосный, дата сдвигается на один день. Так, в 2019 году в Эфиопии праздник отмечался 12 сентября по нашему летоисчислению. 11 сентября 2020 года в Эфиопии начинается 2013 год. Эфиопский календарь отстает от нашего на 7 либо 8 лет в зависимости от високосного года.

Репортаж о праздновании Нового года в Эфиопии и его смыслах на одном из телевизионных каналов (на английском)

Ролик-поздравление с наступающим 2013 годом на амхарском языке

О символике картины № 4055-14 можно прочитать здесь:

Семенова В. Н. Эфиопская иконография как источник по этноистории страны конца XIX — начала XX в // Петербургский исторический журнал. Исследования по российской и всеобщей истории. № 3 (07) 2015. СПб.: СПб институт истории РАН, издательство «Нестор-история», 2015. С. 272—291.

При подготовке материала использована литература:

Fritsch E., Zanetti U. Calendar. Christian Calendar // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. Vol.1. P. 668-672.

Kaplan St. New Year // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol.3. P. 1174-1175.

Kaplan St. Mäsqäl// Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol.3. P. 840-842.

Semenova V. The Lion, the lion cub, The Oxen and the Pigs: Interpreting a 1900`s Ethiopian Political Popular Painting // The Life and Times of Lïj Iyasu of Ethiopia: New Insights. Eloi Ficquet, Wolbert G. C. Smidt (Eds.). Zürich, Berlin: LIT Verlag, 2014. P. 75-79.