Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /web/umi/templates/events-calendar/classes/modules/news/calendar.php:1) in /web/umi/classes/modules/stat/classes/statistic.php on line 157
Курбан-байрам
Календарь кунсткамеры
2020
Курбан-байрам
31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
2
3
4
5
6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Курбан-байрам

Курбан-байрам (другие названия: ‘ид ал-адха,ал-‘ид ал-кабир, йаум ал-адха, ‘ид ал-курбан, ‘ид ан-нахр —араб.;буййук-байрам —татар.,бакар ‘ид  —Индия)—праздник жертвоприношения, который отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день мусульманского месяца Зу-л-хиджа в день завершения паломничества в Мекку (хаджж), когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Минав память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама).Это — один из главных праздников мусульман, продолжающийся в разных мусульманских странах от 3—4 дней до двух недель.

Календарь
Народное гуляние на празднике Курбан-байрам: фруктовая лавка. Узбеки. Узбекистан. 1870-1872

Календарь
Туркестанский альбом: праздничное гуляние в праздник Курбан-байрам. Оседлое население Западного Туркестана. Узбекистан, вторая половина XIX в.

Календарь
Народное гуляние на празднике Курбан-байрам: чайная (чай-ханэ). Узбеки. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент. 1870-1872

Согласно Корану (37: 101—107) Ибрахим сказал своему сыну, которого комментаторы обычно отождествляют с Исмаилом:«"Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь".Он сказал: "Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым".И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб,и воззвали Мы к нему: "О Ибрахим!Ты оправдал видение". Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это — явное испытание.И искупили Мы его великою жертвой» (перевод И.Ю. Крачковского).

Календарь
Народное гуляние на празднике Курбан-байрам: увеселение в чайной. Узбеки. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент. 1870-1872

Считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенного животного, должен принести в этот день жертву (1 человек — одну овцу; верблюд или одна голова крупного рогатого скота— за 1—10 человек). Животное должно быть установленного возраста и без пороков. Человек, приносящий жертву, должен произнести особые молитвенные формулы, повернуться лицом к кибле, попросить у Аллаха принятия жертвы. Ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает прежде всего духовное обращение к Богу.

Если жертва приносится по обету, то все мясо следует раздать неимущим. Обычно же треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается.

Календарь
Народное гуляние на празднике Курбан-байрам: продажа сбитых белков. Узбеки. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент. 1870-1872

Календарь
Туркестанский альбом: продавец сбитых белков в праздник Курбан-байрам. Оседлое население Западного Туркестана. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент, вторая половина XIX в.

В ритуал праздника входит специальная праздничная молитва, которая по форме является архаичной в сравнении с обычной и пятничной молитвами, хотя и напоминает последнюю. В дни праздника принято проводить много времени у могил предков, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, дарить подарки.

Календарь
Туркестанский альбом: народное гуляние в праздник Курбан-байрам. Оседлое население Западного Туркестана. Узбекистан, Ташкентская область, город Ташкент, вторая половина XIX в.

Первое упоминание этого праздника в русской традиции находим у Афанасия Никитина («курбанть-багрямъ»). Курбан-байрам является праздничным днем в таких регионах России как Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Крым, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня. В этот день российские военнослужащие-мусульмане, не находящиеся на боевом дежурстве, могут получить специальный выходной для посещения мечети.

Средства массовой информации разных стран свидетельствуют о том, что способ и место забоя жертвенных животных довольно часто вызывают негативное отношение у правозащитных организаций, ряда политиков, деятелей культуры и простых жителей-немусульман, полагающих, что лицезрение смерти может отрицательно сказаться на психике видящих это детей. Начиная с 2006 г. в крупнейших российских мегаполисах, был введён запрет на публичные жертвоприношения.

 

Подробнее см.: Резван Е.А. ‘Ид ал-Адха // Ислам. Энциклопедический словарь (Ред. Г. В. Милославский, Ю. А. Петросян, М. Б. Пиотровский, С. М. Прозоров). М., «Наука», 1991, с. 88—89.